kinopoisk.ru

Фильм иранского режиссера Асгера Фархади "Развод Надера и Симин" (Jodaeiye Nader az Simin), завоевавший на Берлинале "Золотого медведя" за лучший фильм и "Серебряного медведя" за актерский ансамбль, а затем получивший гран-при петербургского Кинофорума и ереванского "Золотого абрикоса" и выдвинутый от Ирана на "Оскар", выходит в российский прокат в четверг, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на компанию "Кино без границ".

Завязка сюжета заключается в коллизии, до боли знакомой российской аудитории: муж и жена пытаются решить, ехать или оставаться. Она мечтает воспитывать дочь на Западе, у него на попечении больной отец; конфликт кажется непреодолимым. Приходится разводиться - но тогда надо как-то поделить ребенка.

Жена перебирается жить к маме; вместо нее заботиться о старике нанимают сиделку; сиделке вера не разрешает поменять обмочившемуся больному штаны - да к тому же она еще и беременна. Чтобы отлучиться к врачу, эта женщина привязывает спящего старика к кровати; тот падает; его разгневанный сын выталкивает сиделку из дома, она в итоге теряет ребенка - а по иранскому закону это приравнивается к убийству. Дальше события катятся неостановимым снежным комом, вовлекая религиозных и атеистов, обеспеченных и бедных, детей и взрослых, учителей и соседей.

Притягательность всей этой невеселой истории доказывают европейские сборы картины: во французском прокате она заработала 10 миллионов долларов, в итальянском - около 7 миллионов, в немецком - 1 миллион долларов.

В России прокатчики на подобные успехи не рассчитывают, хотя Асгар Фархади, как напомнил глава "Кино без границ" Сэм Клебанов, редкий случай звезды мировой режиссуры, открытой на Московском кинофестивале - в 2003 году его первая картина, "Танцуя в пыли", получила на ММКФ приз за лучшую мужскую роль.

Фильм выходит в четырех московских кинотеатрах, двух петербургских, а также в Новосибирске, Красноярске, Волгограде и Самаре.

Режиссерская карьера Асгара Фархади началась в 2003 году с социальной драмы "Танцуя в пыли" (приз Московского кинофестиваля за лучшую мужскую роль). Сейчас на его счету пять полнометражных картин. В фильме "Все об Элли" (2009) Фархади использовал коды европейской экзистенциальной драмы для разговора о проблемах иранских женщин. В сюжете и общем строе картины легко узнавалось "Приключение" Микеланджело Антониони.

Но исчезновение героини трактовалось не как метафизическая загадка, а как трагическое следствие неравенства и социальной несправедливости. После "Серебряного медведя" за режиссуру на Берлинале-2009 о Фархади заговорили как о новой надежде иранского кино и достойном последователе Киаростами и Махмальбафа. Впрочем, их учеником Фархади в полном смысле слова никогда не был.

Его кинематограф куда менее амбициозен и куда более укоренен в повседневной жизни. Скромные, частные истории его ничем не примечательных героев не слишком раздражают всесильное Министерство культуры и исламской ориентации. А для Европы это великолепное пособие по жизни в закрытой стране, экзотической и пугающей.