Храмы, построенные на территориях московских вокзалов и аэропортов в начале 2000-х годов по программе "В дорогу с Богом", популярностью среди пассажиров не пользуются.
Опыт возведения таких храмов РПЦ заимствовала из Европы. Московский патриархат и работники пассажирского транспорта дальнего следования совместными усилиями организовали на территории семи столичных вокзалов и двух аэропортов ("Шереметьево" и "Домодедово") действующие часовни и молельные комнаты, напоминают "Новые известия".
При входе на Киевский вокзал за рамками безопасности в углу расположился храм, построенный в честь Киево-Печерской Божией Матери. Внешне он представляет собой небольшую комнатку площадью не более 10 кв. метров. Стены и потолки, уходящие высоко вверх, украшены иконами и изображениями святых. Перед храмом стоит палатка, торгующая иконами, Писанием и свечами. Около нее толпятся женщины и дети. Малый православный бизнес процветает, несмотря на то что сама церковь большую часть времени пустует. "Постоянных прихожан здесь очень мало. В основном все приезжие, – рассказывает газете работница православного прилавка. – Раньше в церкви каждую неделю проводились службы, приезжал батюшка, а теперь только раз в квартал".
Обычно люди, приходящие в привокзальные часовни, не думают о благословении перед путешествием. Перекреститься перед иконой для них не религиозный ритуал, а просто дань традиции – примерно то же самое, как присесть на дорожку.
Несмотря на такой подход, руководитель пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский считает, что путешественникам полезно молиться перед долгой дорогой.
К верующим, решившим посетить вокзальные часовни, церковь выдвигает ряд требований. На литых воротах с узорами храма Матроны Московской, расположенного в зале ожидания Курского вокзала, висит табличка с наставлением прихожанам: "Входить в благопристойном виде". Но ожидающие своего поезда пассажиры зачастую не обращают на это внимания и заявляются летом к Богу в шортах и майках.
Без часовен пока остаются два вокзала – Ленинградский и Савеловский. На все прибыльные места уже заключены договоры с коммерсантами, уступать никто не собирается, а менее удобные части вокзала не устраивают патриархат. Однако железнодорожникам и РПЦ все же удалось прийти к консенсусу. В первом квартале 2012 года молельные комнаты должны появиться на "неохваченных" вокзалах. Вопрос арендной платы со стороны РПЦ уже поднимался несколько лет назад. Тогда Церковь говорила, что должна занимать места безвозмездно, но на эту территорию претендовали коммерсанты. В итоге определили, что "место, где люди совершают обряды, – святое", а вот за лавки, торгующие церковной утварью, стали взимать плату.
Заботу о православных религиоведы полагают делом правильным. Но на такое же общение с Богом в многоконфессиональной стране должны рассчитывать и представители других религий, считает директор НИИ религии и права Анатолий Пчелинцев. "Должен быть государственный подход. Стоило бы предусмотреть условия и для других религиозных концессий, помимо православной", – говорит эксперт. На его взгляд, следует предоставить аналогичные условия мусульманам, протестантам, иудеям, буддистам.
Воспользоваться молельными комнатами, в которых повсюду лишь атрибуты православной веры, представители других религий не могут. "В принципе мы можем молиться в любом месте: выйдя из машины, на вокзале. Но для полноценного служения иудею желательно такое помещение, где можно было бы иметь Тору или молитвенники, – заявил председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России Зиновий Коган. – Ведь путешествие – всегда неизвестность. В это время особенно необходима поддержка".
В дирекции железнодорожных вокзалов изданию пояснили, что создание молельных комнат зависит от инициативности представителей конфессий. Первый заместитель председателя совета муфтиев России Дамир Хазрат Гизатуллин не придирчив к местам молитв. Ислам, по его словам, позволяет возносить хвалу Аллаху и в менее комфортных условиях: "Вера ведь не в атрибутах, а в сердцах".