Члены Совета при президенте РФ по правам человека выступили с заявлением, в котором просят, в частности, упростить согласование акций, прекратить использовать спецсредства, начать служебные и процессуальные проверки по факту превышения полномочий силовиков во время акций в поддержку Алексея Навального. Об этом говорится в заявлении членов СПЧ, размещенном на сайте "Эхо Москвы".
Авторы обращения отмечают, что задержания граждан начинались до начала акций в поддержку Алексея Навального, а призывы к несовершеннолетним участвовать в публичных акциях не вызвали у них энтузиазма, вопреки тому, что утверждают власти. А запрет на проведение публичных мероприятий, которым прикрываются власти, касается только акций гражданского протеста, тогда как проведение массовых мероприятий согласуется властями по мере снятия ограничений.
Кроме того, задерживались и случайные люди, оказавшиеся в районе проведения акций. Места проведения акций были заблокированы, что затруднило передвижение граждан, не имевших отношение к протестам. При задержаниях использовались резиновые дубинки и электрошокеры, а сами задержанные часами сидели в автозаках, а затем в отделах полиции без оформления протоколов, без еды, воды и лекарств.
Действия сотрудников полиции оказывались в большинстве случаев анонимными, так как сотрудники полиции при задержании не представлялись, причину задержания не объясняли, нагрудные знаки часто либо отсутствовали, либо не были видны, а сотрудники Росгвардии не имели личных номеров. Полиция активно задерживала журналистов, имевших спецодежду, служебные удостоверения и редакционные задания, а также наблюдателей от различных правозащитных организаций, несмотря на наличие у них соответствующих документов и бейджей.
В ряде отделов полиции в разных городах был объявлен план "Крепость", и туда не допускали адвокатов, членов общественных наблюдательных комиссий, не принимали передачи для задержанных. У некоторых задержанных незаконно изъяли личные вещи, в том числе телефоны, и проводилась не предусмотренная законом принудительная дактилоскопия.
Сотни задержанных провели ночь в автозаках, автобусах, в отделах полиции, в неприспособленных для ночлега помещениях, без оформления протоколов, без еды, воды и лекарств. Судебные заседания проводились как в дневное, так и в ночное время, а беспрецедентное количество решений об административном аресте привело к нехватке мест в спецприемниках и изоляторах временного содержания.
Обратившиеся призывают "начать как служебные, так и процессуальные проверки по фактам превышения служебных полномочий, препятствования работе адвокатов и журналистов, не только в тех случаях, когда заявления об этом будут поданы, но и по сведениям, имеющимся в СМИ".
Также они предлагают изменить нормативные правовые акты и правоприменительную практику субъектов РФ, "согласовывая проведение митингов и шествий наравне с прочими публичными мероприятиями, с не большими ограничениями, чем прочих массовых и публичных мероприятий, продолжить применение такого подхода в случае ослабления ограничительных мер при снижении эпидемической угрозы".
Кроме того, авторы письма просят "обеспечить своевременный доступ адвокатов в здания полиции и спецприемники, в которых находятся лица, доставленные или отбывающие административное наказание, запретить практику препятствования журналистам при выполнении их профессиональной деятельности". Они предлагают сотрудничать с наблюдателями от общественных правозащитных организаций, имеющими опознавательные знаки и поручения от организаций, при разрешении конфликтов во время публичных акций.
"Мы призываем участников протестных митингов и местные власти к переговорам в поисках компромиссов для согласования публичных мероприятий во избежание эскалации насилия в общественной жизни. Члены Совета готовы выступить посредниками в организации и проведении таких переговоров", - говорится в обращении. Его подписали члены Совета Татьяна Андреева, Александр Асмолов, Андрей Бабушкин, Александр Верховский, Екатерина Винокурова, Наталия Евдокимова, Иван Засурский, Игорь Каляпин, Анатолий Ковлер, Борис Кравченко, Светлана Маковецкая, Татьяна Марголина, Ева Меркачева, Леонид Никитинский, Генри Резник, Николай Сванидзе, Александр Сокуров, Игорь Юргенс и Евгений Ясин.