13 февраля 2001 года.

Членам Совета Федерации

Депутатам Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

Открытое письмо

Произвол, чинимый генеральной Прокуратурой РФ в отношении холдинга "Медиа-Мост" принял вызывающий характер и беспрецедентные, колоссальные масштабы. Незаконно возбужденное уголовное дело, в основу которого положено искусственное придание криминальной окраски сугубо частным гражданским правоотношениям между двумя хозяйствующими субъектами √ "Газпромом" и "Медиа-Мостом" - урегулированным соглашением сторон еще в октябре 1999 года, используется для удушения "Медиа-Моста" с целью взятия под государственный контроль входящих в холдинг независимых средств массовой информации и прежде всего НТВ.

Проводятся повальные обыски, выемки и многочасовые, зачастую повторные допросы сотрудников "Медиа-Моста" и всех связанных с ним организаций (всего допрошено свыше 200 человек). Изымаются по четвертому-пятому кругу копии одних и тех же документов, людей по 12-16 часов держат в кабинетах следователей и допрашивают по вопросам, не входящим в такой предмет криминального расследования, как мошенничество (наиболее яркий пример √ допрос известного тележурналиста Татьяны Митковой о получении ею кредита в 1994 году, когда "Медиа-Моста" не было и в помине).

При этом, в нарушение конституционного права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, не относящиеся к делу сведения о кредитах, полученных журналистами, обнародуются с целью их дискредитации и запугивания.

Парализовав деятельность финансовых служб "Медиа-Моста", Генеральная Прокуратура провела сплошное изъятие документов в "Имидж-банке", в котором сосредоточены счета медийных структур. Цель та же √ разрушить банк и тем самым блокировать деятельность входящих в холдинг независимых СМИ. Законных оснований для обыска в "Имидж-банке", как и для допросов, опять же никаких √ платежи по счетам в банке стали осуществляться с июля 2000 года, почти через год после окончания событий, составляющих предмет расследования.

В июне 2000 года был незаконно арестован Владимир Гусинский: его запугивали и шантажировали, стремясь отнять бизнес, свидетельство тому Лесинское приложение ╧6. Сейчас взят в заложники, бесправно брошен в тюрьму Антон Титов, менеджер-исполнитель, не входивший в Совет директоров холдинга, человек, одолеваемый болезнями, отец малолетнего ребенка, не собиравшийся никуда скрываться, являвшийся на все допросы, и предоставлявший все запрашиваемые документы. Без всяких оснований проведен обыск в квартире его престарелой, тяжело больной матери, после чего она была госпитализирована с сердечным приступом.

Следствием по делу руководят лица, не имеющие на то правовых и моральных оснований. Заместитель Генерального Прокурора РФ Василий Колмогоров и следователь Валерий Николаев в июне 2000 года при наличии акта амнистии, т.е. заведомо незаконно, арестовали Гусинского и подлежат за совершение преступных действий уголовной ответственности. Другой следователь, возглавляющий вместе с Николаевым следственную бригаду, Салават Каримов был изобличен в причастности к должностным злоупотреблениям и по непонятным причинам не был изгнан из прокуратуры.

В настоящее время следственная бригада многократно расширена: из регионов затребованы несколько десятков следователей, привлечены также десятки аудиторов и ревизоров. Как будто нет в стране множества нераскрытых убийств, хищений и терактов. Миллионы рублей налогоплательщиков расходуются на то, чтобы сфальсифицировать уголовное дело √ выдать за преступные действия кредитные отношения между "Газпромом" и "Медиа-Мостом", давно ими между собой урегулированные. Кажется, впервые уголовное дело о мошенничестве ведется без потерпевшего, т.е. субъекта, считающего себя обманутым.

"Газпром" не просил Генеральную прокуратуру о возбуждении дела, он принял находившиеся у него в залоге акции "Медиа-Моста" и хочет только одного √ прикупить остальные.

Весь этот позор прикрывается чудовищными по своей юридической безграмотности публичными заявлениями для средств массовой информации руководителей прокурорской системы √ Генпрокурора Владимира Устинова, его заместителя Василия Колмогорова, советника Владимира Колесникова, пресс-секретаря Леонида Трошина: о том, что задачей следствия по делу о мошенничестве является "проверка расходования материальных средств" и даже "проведение комплексной ревизии всего холдинга; что "крепкие доказательства мошенничества √ сами кредитные договоры"; что " дело "Моста" √ это борьба с коррупцией" (коррупция, как известно, это продажность власти √ никак не мошенничество); что "на допрос может быть вызвано любое лицо"; что следователь, предавая гласности материалы дела, не связан неприкосновенностью частной жизни и коммерческой, банковской тайной; что, "если человек не является на допрос как свидетель, можно изменить его процессуальное положение, сделать обвиняемым и объявить в розыск".

Мы, адвокаты, пытаемся противостоять этому произволу и используем единственную имеющуюся у нас возможность √ обжалуем незаконные действия в суде. Но конституционная норма ( ст.46 Конституции РФ), гарантирующая каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод, к сожалению, не подкреплена отраслевым, в частности уголовно-процессуальным законодательством, а руководящая судебная практика Верховного Суда РФ на этот счет противоречива.

При такой ситуации суды не склонны принимать жалобы защиты к рассмотрению, особенно с учетом того, что они подаются на Генпрокуратуру. В тех же редких случаях, когда находятся честные и мужественные судьи, которые, руководствуясь Конституцией России и Постановлениями Конституционного Суда, удовлетворяют наши жалобы и признают действия незаконными, их решения отменяются вышестоящими судами по тем мотивам, что такие действия судебному обжалованию не подлежат. Президентом РФ на должность Председателя Московского городского суда с грубейшими нарушениями процедуры, предусмотренной Законом "О статусе судей в Российской Федерации", назначена Ольга Егорова √ ее назначение состоялось поспешно, как только Тверской межмуниципальный суд г.Москвы удовлетворил жалобу на незаконность и необоснованность возбуждения уголовного дела против Гусинского.

Кроме того, даже при неуклонном следовании Конституции, суды не все могут. Так, суды не возбуждают уголовных дел по заявлениям граждан; не рассматривают заявления об отводе прокуроров и следователей; до направления дела для судебного разбирательства с обвинительным заключением не вправе по существу рассматривать предъявленное обвинение; ограничены в праве рассматривать жалобы на сроки следствия; как правило, лишены возможности определить, правомерно ли люди вызываются на допросы. А главное, суд не в состоянии по жалобе дать комплексную, не только юридическую, но также политическую и нравственную оценку беззаконию, с учетом всего контекста сфальсифицированного дела.

При устаревшем уголовно-процессуальном законадательстве, нереформированной прокурорской системе, противоречивой, тяжело складывающейся судебной практике Генеральная прокуратура РФ фактически оказывается никому не подконтрольной организацией. Жаловаться на Генеральную прокуратуру некому, кроме... самой Генеральной прокуратуры.

Не удивительно, что на жалобы защиты либо поступают формальные отписки, либо они вообще не рассматриваются. Не рассмотрено, в частности, заявление Гусинского о возбуждении дела против Колмогорова и Николаева √ ответить нечего, заведомо незаконный арест налицо, √ не рассмотрены и многочисленные заявления об отводе. Ощущая полную свою безнаказанность, сотрудники Генеральной прокуратуры попирают конституционное право на защиту: нас не только отказываются знакомить с материалами уголовного дела, следователи с благословения начальства прибегают к гнусному противозаконному приему: пытаются выбить нас из дела, допросить адвокатов как свидетелей.

Конечно, мы могли бы не аппелировать к вам и подождать, когда искусственно созданное дело издохнет √ сам Генеральный прокурор Владимир Устинов проговорился, что не питает особых надежд на выигрыш дела в суде. В конце концов Владимир Гусинский не в Бутырке, а в Испании и вряд ли по абсолютно абсурдному обвинению будет выдан нашей Генеральной прокуратуре на растерзание. Если торжество закона для суда обязательно, то он несомненно осовободит из-под стражи и Титова √ ровным счетом никаких оснований для его ареста не существует.

Но мы не только адвокаты, мы √ граждане России, и не можем безучастно наблюдать за тем, как уголовное дело используется для того, чтобы ликвидировать единственный общероссийский независимый телеканал НТВ, радио "Эхо Москвы", газету "Сегодня", журнал "Итоги" √ все это составные части национального достояния демократической России.

Обращаться к Владимиру Путину бесполезно. Президент √ гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, отстранился, ссылаясь на независимость Генеральной прокуратуры. Кроме того, мы в полной мeре осознаем, что Генпрокуратура, окрашивая дело личной ненавистью к Гусинскому, НТВ и другим средствам массовой информации "Медиа-Моста", разоблачающим ее прегрешения, выполняет заказ Кремля √ то ли самого президента, то ли ретивых чиновников из Администрации, пытающихся потрафить его желаниям.

Поэтому мы обращаемся к вам, как к представителям народа и субъектов Федерации, наделенным законом полномочиями парламентского контроля за исполнительной властью и Генеральной прокуратурой. Примите меры по немедленному пресечению беззакония: срочно создайте совместную комиссию, направьте парламентский запрос Генеральному прокурору РФ, потребуйте от него внеочередного отчета. Не медлите. На ваших глазах совершается убийство свободного слова, независимой информации.

Члены Московской городской коллегии адвокатов:

Павел Астахов

Юрий Баграев

Михаил Бурмистров

Гералина Любарская

Олег Маклаков

Генри Резник