Андрей Луговой Бывший офицер КГБ. Предприниматель и глава частной охранной фирмы
Euronews
 
 
 
Дмитрий Ковтун Бывший офицер КГБ. Бизнесмен, деловой партнер Лугового
RTV International
 
 
 
Вячеслав Соколенко Бывший офицер КГБ, глава частной охранной фирмы. Деловой партнер Андрея Лугового, который, по предположению некоторых СМИ, был третим на встрече 1 ноября
RTV International

Андрей Луговой

Бывший офицер КГБ. Предприниматель и глава частной охранной фирмы. В 1987 году закончил в Москве военное училище имени Верховного Совета и был направлен на службу в кремлевский полк девятого управления КГБ СССР. В 1992 году его перевели в Главное управление охраны. Будучи сотрудником КГБ, Луговой охранял в 1992-1993 годах бывшего и.о. премьер-министра РФ Егора Гайдара, а затем входил в 9 управление ФСБ. Бывший глава службы безопасности канала ОРТ, проходивший по так называемому "делу "Аэрофлота".

По "делу "Аэрофлота" обвиняется, в частности, и Борис Березовский, которому в Британии предоставлено политическое убежище. В июне 2001 года Андрея Лугового обвинили в организации побега из-под стражи одного из обвиняемых по так называемому делу "Аэрофлота" Николая Глушкова. Суд приговорил Лугового к одному году и двум месяцам колонии, но он отбыл этот срок в СИЗО и был освобожден. Выйдя на свободу, Андрей Луговой занялся бизнесом.

Луговой встретился с Литвиненко в лондонском отеле "Миллениум" 1 ноября. В тот же день Литвиненко почувствовал себя плохо. Луговой отрицает какие бы то ни было обвинения в свой адрес о причастности к смерти Литвиненко.

В настоящий момент Луговой находится в закрытой московской клинике, где проходит обследование в связи с предполагаемым заражением радиоактивным полонием-210. Его допросили следователи Скотланд-Ярда и генпрокуратуры России. В ходе допроса Луговому, по его словам, "никаких обвинений предъявлено не было", сообщает Русская служба Би-Би-Си

Дмитрий Ковтун

Бывший офицер КГБ. Бизнесмен, деловой партнер Лугового. В эфире "Эха Москвы" 24 ноября 2006 года Дмитрий Ковтун рассказал, что "после распада Союза остался в Германии и прожил там в общей сложности 12 лет". "Женат был на немке до недавнего времени. Имею вид на жительство в Германии", - отмечал он. В Гамбурге Ковтун занимается консалтинговым бизнесом - помогает западным компаниям выйти на российский рынок. И Литвиненко был ему интересен тем, что у того имелись "серьезные контакты с серьезными английскими компаниями, которые имели желание настойчиво выйти на российский рынок. Но испытывали трудности в этом плане".

"Мы встретились 16 октября, когда прилетели в Лондон, в том числе провели встречу с ним с Андреем Луговым. И посещали офис двух английских компаний, очень серьезных", - рассказал Ковтун.

Как и Луговой, Ковтун встретился с Литвиненко 1 ноября в отеле "Миллениум". Ковтун отрицает какую бы то ни было причастность к смерти Литвиненко. Сейчас он находится в больнице. Данные о состоянии Ковтуна поступают самые противоречивые.

Сейчас Ковтун находится в одной из московских больниц. По неофициальной информации, состояние его остается тяжелым. Обследование выявило у него острую лучевую болезнь. Ковтун впал в кому после того, как его допросили следователи российской Генпрокуратуры и Скотланд-Ярда. Однако Андрей Ромашов (адвокат другого свидетеля по делу - Андрея Лугового) опроверг сообщения о "критическом состоянии" Ковтуна.

Между тем немецкий прокурор Мартин Кенке не исключил, что Ковтун может быть причастен к убийству Александра Литвиненко. Он сделал это заявление после того, как в гамбургской квартире, где Ковтун провел две ночи, а также в машине, которая встречала его по прилету из Москвы, были обнаружены следы радиации.

При этом российские следователи не нашли следов полония в самолете "Аэрофлота", которым Ковтун летел из Москвы в Гамбург 28 октября. Экс-супруга Дмитрия Ковтуна, двое ее детей и гражданский муж также госпитализированы в Германии с подозрением на заражение полонием-210.

Российские власти рассматривают и самого Ковтуна как жертву отравления этим веществом, от которого умер и Литвиненко.

Вячеслав Соколенко

Бывший офицер КГБ, глава частной охранной фирмы. Деловой партнер Андрея Лугового, который, по предположению некоторых СМИ, был третим на встрече 1 ноября. Однако Соколенко отрицает, что был в баре отеля "Миллениум": "Я действительно был в Лондоне с моим партнером Андреем Луговым и его семьей, но на встрече с Александром Литвиненко не присутствовал, - заявил он в беседе информагентством. - Я не был с ним даже знаком".

Он признает однако, что останавливался в отеле "Миллениум". По словам Соколенко, он приехал в Лондон вместе с Луговым, чтобы посмотреть футбольный матч ЦСКА-"Арсенал". Соколенко называет себя преданным болельщиком ЦСКА.

Между тем 24 ноября в упомянутой радиопередаче "Эха Москвы" Соколенко говорил, что с Литвиненко 1 ноября он не встречался, но прямой контакт с ним все же имел: "Единственное, что мы поздоровались, но я честно говоря на тот момент даже не думал, что это вообще Александр Литвиненко". Луговой, Соколенко и Ковтун - выпускники разных лет Московского командного училища.

Евгений Лимарев

Бывший сотрудник ФСБ, живет во Франции. Обвинил российские спецслужбы в причастности к гибели Литвиненко и сообщил, что был информатором Александра Литвиненко и Марио Скарамеллы, якобы сообщившим им о существовании "черного списка" намеченных к ликвидации лиц.

Он передал Скарамелле данные о возможной причастности российских спецслужб к убийству Анны Политковской. 11 декабря французская полиция сообщила, что Лимарев, а также его жена и дочь-подросток исчезли из их дома.

Марио Скарамелла

Итальянский эксперт по вопросам безопасности, профессор. Специализируется на деятельности КГБ в послевоенной Италии. Стал широко известен в марте 2005 года. Тогда он заявил, что неподалеку от Неаполя в море уже 35 лет находятся атомные торпеды. Заявление вскоре было опровергнуто. Скарамелла делал его на основе изучения так называемого архива Митрохина.

Митрохин, бывший майор КГБ СССР, в начале 90-х годов смог вывести огромное количество секретных документов на Запад. Скарамелла ранее работал консультантом итальянской парламентской "комиссии Митрохина", созданной в 2002 году, в задачу которой входило расследование деятельности спецслужб бывшего СССР на территории Италии.

Скарамелла встречался с Литвиненко 1 ноября в лондонском суши-баре "Ицу". Сам Литвиненко сказал затем в интервью Русской службе Би-би-си, что Скарамелла передал ему документы, в которых проливался свет на то, кто ответственен за смерть Политковской.

Марио Скарамелла в последующих интервью заявлял, что привез Литвиненко "список людей, которые должны были быть ликвидированы". В списке, по словам Скарамеллы, были и Литвиненко, и сам итальянец.

Позже Скарамелла добавил, что на встрече с Литвиненко в суши-баре они обсуждали угрозы, поступающие по электронной почте и ему, и Литвиненко. По последним данным, он чувствует себя нормально. Ранее британские врачи обнаружили в его организме следы полония-210.

Юрий Швец

Бывший сотрудник КГБ, ныне проживающий в США. Знакомый Литвиненко. Предполагается, что его допросила британская полиция. Как сообщает агентство Ассошиэйтед пресс, Швец якобы сообщил британской полиции имя человека, который, по его мнению, организовал убийство Литвиненко, однако назвать это имя журналистам отказался.

Михаил Трепашкин

Бывший сотрудник ФСБ, ныне заключенный. Трепашкин сообщил британской газете Daily Telegraph, что считает ключевой фигурой в отравлении Литвиненко действующего полковника ФСБ, участвовавшего в 1998 году в скандальной пресс-конференции, посвященной якобы готовившемуся покушению на бизнесмена Бориса Березовского.

Трепашкин сообщил газете имя этого человека, однако та не стала его публиковать во избежание судебных исков.

По словам Трепашкина, полковник был одним из четверых участников пресс-конференции, чьи лица были скрыты масками. В этом мероприятии участвовали и Литвиненко (чье лицо было открыто), и сам Трепашкин. Они обвинили других сотрудников ФСБ в организации покушения на Березовского.

Британские следователи не смогли допросить Трепашкина, поскольку он отбывает наказание в России за разглашение государственной тайны. Сторонники Трепашкина считают, что он наказан за предание гласности свидетельств в пользу причастности ФСБ к взрывам в московских многоэтажках осенью 1999 года.