"Спор хозяйствующих субъектов" в апреле 2001 года: как Россия потеряла независимое НТВ
RTV International
 
 
 
14 апреля, на Пасху произошел захват "старого" НТВ. Противостояние тележурналистов и государства перешло в финальную стадию
CNN
 
 
 
За эти годы канал НТВ не перестал существовать, но неузнаваемо изменил принципы и качество вещания. Сейчас это канал с преобладанием сериалов и программ на криминальные сюжеты
НТВ

14 апреля 2001 года, десять лет назад закончилась телевизионная эпоха, связанная с деятельностью первого в России независимого телевизионного канала НТВ.

За эти годы канал НТВ не перестал существовать, но неузнаваемо изменил принципы и качество вещания. Сейчас это канал с преобладанием сериалов и программ на криминальные сюжеты. Часы информационного и общественно-политического вещания на НТВ значительно сократились.

Сменилось три генеральных директора. Из тех, кто осуществлял захват канала, сейчас на нем работает только Владимир Кулистиков.

Что случилось 10 лет назад: конфликт "Газпрома" и "Медиа-Моста"

Летом 2000 года на пост генерального директора холдинга "Газпром-Медиа" был назначен Альфред Кох. На своей пресс-конференции он тут же сообщил, что реанимация "Газпром-Медиа" потребовалась для того, чтобы разобраться с многочисленными и "разнородными" активами в виде акций различных медиакомпаний. В том числе - и с акциями "Медиа-Моста" и НТВ.

На той же пресс-конференции Кох сообщил, что провел консультации с главой "Медиа-Моста" Владимиром Гусинским, и позиции двух компаний "достаточно далеки друг от друга", в первую очередь в вопросах оценки капитализации компании. Неурегулированная задолженность "Медиа-Моста" перед "Газпромом" превышала 210 миллионов долларов.

Альфред Кох обещал продать акции компании "Медиа-Мост" крупным иностранным инвесторам в том случае, если он станет владельцем группы компании "Медиа-Мост" или ее акций.

В июне 2000 года произошел арест Владимира Гусинского, владельца холдинга "Медиа-Мост" и телекомпании НТВ. Его обвиняли в хищении 10 млн долларов при приватизации государственной компании "Русское видео". Его помещают в следственный изолятор Бутырской тюрьмы, предъявляют официальные обвинения, но выпускают из СИЗО под подписку о невыезде.

Гусинский подписывает "Июльское соглашение" о продаже акций "Медиа-Моста" "Газпрому", Генпрокуратура России отменяет подписку о невыезде в качестве меры пресечения. Гусинский получает возможность вылететь с семьей в Испанию. Уголовное дело прекращено. За границей Гусинский рассказал, что на него оказывалось давление во время заключения договора о передаче акций "Медиа-Моста" "Газпрому" в счет погашения задолженности холдинга.

В сентябре судебные приставы наложили арест на акции телекомпании НТВ, принадлежащие холдингу "Медиа-Мост". Арестованы 4,76% акций телекомпании, которыми владеет медиахолдинг. Представитель Генпрокуратуры напомнил, что уголовное дело в отношении холдинга "Медиа-Мост" не прекращалось, прекращен лишь один из эпизодов в отношении Гусинского.

11 ноября 2000 года Генпрокуратура отменяет постановление о прекращении уголовного дела в отношении Владимира Гусинского - как необоснованное. 12 декабря 2000 года в Испании был арестован Владимир Гусинский. Испанская сторона потребовала от России подтверждения, что его дело носит не политический, а хозяйственный характер.

15 декабря 2000 года налоговая инспекция №3 Москвы направила в Московский арбитражный суд иск о ликвидации НТВ и ряда других компаний "Медиа-Моста". Налоговики применили "мертвую" ст. 99 Гражданского кодекса, которая в юридической практике не использовалась ни разу и была призвана ликвидировать НТВ за отрицательное соотношение чистых активов и уставного капитала - то есть за нарушение, которое сопровождает деятельность большинства российских предприятий.

23 февраля 2001 года Черемушкинский суд Москвы запретил проводить общее собрание акционеров НТВ на Гибралтаре. 28 февраля 2001 года. Московский арбитражный суд 26 февраля запретил компании "Медиа-Мост кэпитал энд Менджемент лимитед" голосовать 19% акций НТВ на общем, в том числе внеочередном, собрании акционеров телекомпании.

31 марта 2001 года на Пушкинской площади, в центре Москвы, прошел митинг в поддержку НТВ и свободы слова. Как позже отмечали СМИ ( в основном, иностранные), это было первое массовое выражение недовольства политикой Путина за год его правления, и одновременно самая крупная акция в поддержку демократии в России с начала 1990-х годов.

Компания "Газпром-Медиа" потребовала проведения собрания акционеров 3 апреля. Оно также сопровождалось юридическими скандалами: в частности, судьи один за другим выпускали противоречивые решения, то разрешая, то запрещая собрание. В итоге оно состоялось. Альфред Кох был избран председателем Совета директоров НТВ, Борис Йордан - гендиректором НТВ, Владимир Кулистиков - главным редактором НТВ. Журналисты НТВ, руководство телекомпании НТВ и холдинга "Медиа-Мост" не признали правомочность этого собрания.

14 апреля, на Пасху произошел захват "старого" НТВ. Противостояние тележурналистов и государства перешло в финальную стадию. Момент для штурма выбран так, что на НТВ в это время не было генерального директора Евгения Киселева, который встречался в Испании с Владимиром Гусинским, а впереди было два выходных дня, что затрудняло обращение в суд. Общественное внимание к политическим событиям в выходные дни было невелико.

Операция начинается с того, что в 4 часа ночи представители "Газпрома" при поддержке ОМОНа заменяют охрану на занимаемом НТВ восьмом этаже ТТЦ. В коридорах на каждом углу выставляют крепких людей в штатском. В телекомпанию приходят Борис Йордан и Владимир Кулистиков, назначенные "Газпромом" соответственно гендиректором и главным редактором НТВ.

Своим приказом (уже вторым, первый, изданный еще 5 апреля и предписывавший журналистам подчиняться "новому руководству", был ими отвергнут) он увольняет руководителя пресс-службы НТВ, жену Евгения Киселева Марию Шахову, отзывает доверенности у адвокатов НТВ и отстраняет от эфира Григория Кричевского, Марианну Максимовскую и Андрея Норкина.

Аннулируются все пропуска в телекомпанию, и журналистам, приезжавшим рано утром на работу, поначалу объясняют, что в здании, якобы, заложена бомба. В помещения компании допускаются только отдельные журналисты, попавшие в специальный список. Борис Йордан и Владимир Кулистиков, которые, по их словам, держали пост в православный сочельник, заняли кабинеты руководителей компании.

Около 350 сотрудников НТВ подписали в субботу заявление об увольнении из телекомпании, не желая сотрудничать с ее новым руководством. Это - 300 сотрудников технических служб и примерно 47 ведущих журналистов. Среди них были Михаил Осокин, Марианна Максимовская, Андрей Норкин, Виктор Шендерович, Светлана Сорокина, Владимир Кара-Мурза, Вадим Глускер, Алексей Кондулуков, Алим Юсупов, Елизавета Листова, Николай Николаев, Григорий Кричевский. С НТВ ушли программы "Час быка", "Тушите свет", "Старый телевизор", "Забытый полк", "Итоги".

Вывешенный в останкинском окне флаг с зеленым шариком; кипение страстей в 11-й студии Останкинского телецентра, куда знаковые персонажи тогдашней действительности приезжают не потому, что их зовут, а потому, что не могут оставаться в стороне; митинги в Москве и в Питере; бесконечные суды, долги, акции и прочие бредни "спора хозяйствующих субъектов"; трансляция из бурлящих энтэвешных коридоров; прямой эфир "Антропологии" Диброва с картинным уходом Парфенова из кадра; открытые письма Киселева, Парфенова и Коха в интернете; предпасхальная ночь, поставившая точку в истории старого НТВ; появление в ту же ночь на энтэвешном этаже Олега Добродеева, призвавшего им же некогда взращенных учеников подумать о своем будущем в профессии; обращенные к Добродееву слова Алима Юсупова: "В жизни есть вещи поважнее профессии"; настроечная таблица в эфире, прервавшаяся 10-минутным включением Норкина из студии ТНТ… - жизнь, по запомнившемуся всем определению Лизы Листовой, "кишками наружу", - так вспоминает события пятилетней давности Елена Афанасьева в "Ежедневном журнале" .

Другой ключевой участник тех событий, Евгений Киселев, бывший генеральный директор НТВ, сказал в одном из интервью: "Я обязан был смотреть правде в глаза: власть не остановится ни перед чем, но больше не даст никому из крупных бизнесменов владеть, а главное, независимо управлять телевидением".

Борис Березовский - владелец 75% акций телеканала ТВ-6 предложил опальному Евгению Киселеву его возглавить. Киселев принял предложение стать и.о. генерального директора канала ТВ-6 и предложил своими сотрудникам перейти работать на этот канал.

"Я не хочу разбирать эпизоды, которые в свое время наделали много шума, но сегодня мне кажутся второстепенными, - говорит Киселев. – Например, явно неудачные программы, которые в пылу борьбы НТВ показывало в собственном эфире, или настоящую вакханалию "открытых писем", после которой один мой знакомый придумал остроумное выражение: “Написал на него открытое письмо". Думаю, главная ошибка была в другом: ни у меня как у генерального директора компании, ни у моих патронов - собственников НТВ во главе с Владимиром Гусинским - не было продуманного плана выхода из кризиса, того, что по-английски называется exit strategy. Идея "шестой кнопки" как запасного аэродрома родилась или, во всяком случае, стала известна мне в последний момент, когда, как вскоре выяснилось, судьба ТВ-6 тоже была предрешена".

В январе 2002 года, когда команда Киселева отстроила на этой частоте фактически новый самобытный телеканал, государство нашло возможность закрыть и его - через иск "Лукойла". Через несколько месяцев, впрочем, команде удалось выиграть конкурс на собственную же частоту и под эгидой странного некоммерческого партнерства "Медиа-Социум" (в прессе его метко называли "олигархическим колхозом") получить еще год эфира. Эта попытка называлась "телеканал ТВС", он был закрыт в июне 2003 года.