"СМИ продолжают обсуждать, появится ли Майкл Калви (глава Baring Vostok, сначала посаженный в тюрьму, а потом отпущенный под домашний арест) на Экономическом форуме в Петербурге?" - пишет политолог на своей странице в Facebook
"После замечания путинского пресс-секретаря Пескова, что российские власти вполне благожелательно отнеслись бы к его появлению, мой любимый The Bell написал, что самое интересное теперь, понесут ли наказание те, кто сажал Калви в тюрьму под явно вымышленным предлогом? Это плохой вопрос, риторический. Ясно, что не понесут. А хороший вопрос: что сейчас происходит в тяжбе Baring Vostok c Артемом Аветисяном, которая, по общему убеждению, и является подоплекой арестов менеджеров Baring Vostok?
По моей версии, причиной ареста стало разбирательство по коммерческому спору Baring с Аветисяном в Лондонском суде (кажется, это подтверждал сам Калви, но не могу найти цитату). По моей версии, супергромкий и мегациничный (в правовом смысле) арест был знаком из Кремля, что упования бизнесменов на решение своих вопросов в России через международные, не российские суды рассматриваются Кремлем не то что как несостоятельные, а как враждебные.
Иными словами, арест являлся демонстративным шагом по дальнейшей деинтернационализации, суверенизации российского бизнес-режима. "Ты в Лондоне-то, может, и выиграешь, но здесь пока будешь сидеть, и сам знаешь, что это может кончиться чем угодно".
А пока президент Путин ждет в Питере "благонадежного" (по словам Пескова) Калви, президент Украины Зеленский подтверждает в Брюсселе стратегический выбор Украины в пользу ЕС и НАТО. Эти подтверждения и ответные теплые речи евробюрократов звучат пустотой: никакой прорыв Украине на этом направлении не грозит. Однако события в Питере могут дать ключ к такому прорыву. Если Путин занят суверенизацией правоприменения, то его противникам надо делать прямо противоположное. То есть заниматься интернационализацией украинского правосудия.
Если представить себе, что в цепочке тяжб по любому вопросу украинский заявитель имеет возможность в конце концов обратиться в один из европейских судов, и его решение будет обязательным к исполнению на территории Украины, то это может в результате достаточно кардинально изменить баланс сил в стране. И стать мощным антидотом местной коррупции. Потому что зачем тебе коррумпировать полицию и местный суд, если его решение в один день может быть отменено решением суда в Ганновере или Уэльсе?
Подобная судебно-правовая интеграция Украины в Европу гораздо дешевле (хотя и не лишена издержек и трудностей), чем полноценная интеграция, разговор о которой выглядит сегодня протокольной туфтой. И в то же время она может стать тем прорывом, украинской мечтой о котором и стало триумфальное избрание Зеленского.
Мне кажется, это та штука, про которую надо сегодня думать".