"К похоронному маршу экономистов подключилась глава МВФ, заявившая, что подобного ужаса не было со времен Великой депрессии, что мировой экономический рост в 2020 году будет глубоко отрицательным, и частичное восстановление произойдет только в 2021. Поучаствовав в двух вебинарах с ведущими российскими экономистами из РЭШ - Рубеном Ениколоповым и Олегом Шибановым, я слышу одно и то же: шок с обеих сторон (спроса и предложения) такой огромный, что сказать что-то определенное о будущем мы сейчас не можем, но точно знаем что долго будет плохо: макроэкономика обладает инерцией. Оно и понятно: основной метод текущего экономического мейнстрима - это математическая работа с данными по прошлым периодам. Смотрим что было в прошлом похожее, набираем какое-то количество случаев, смотрим статистические метрики и тогда делаем выводы", - пишет в Facebook президент ACI Russia - The Financial Markets Association Сергей Романчук.

"У меня же, как человека, в основном занимающегося рынками, такой подход вызывает чувство глубокой неудовлетворенности, так как каждая крупная ситуация является в основе своей уникальной и требует погружения в микро. Уровня макро совершенно недостаточно, чтобы делать выводы в отношении дальнейшей динамики процессов.

Возьмем беспрецедентное падение занятости в США (6,6 млн за неделю обращений по безработице): такого никогда не было! На основании одного этого факта делаются ужасающие прогнозы, так как никогда раньше занятость быстро не восстанавливалась после больших шоков. Но стоит немного спуститься с небес на землю и тогда эти цифры станут более понятными: в условиях карантинов американские компании делают все, что возможно чтобы переложить финансовые расходы на правительство, а оно с радостью это поддерживает, увеличивая пособия по безработице. Вин-вин: государство готово "печатать деньги", работники согласны на пособие (оно не означает для большинства потери качества жизни!), бизнес сокращает расходы. Инфляция по-прежнему под контролем (так как ведущим все же является падение спроса из-за карантинов).

Что будет дальше?! Очевидно, что карантины с нами на ограниченное время: это глобально еще 2-3 месяца, после чего потребление начнет восстанавливаться, спрос вернется (пусть и не сразу в том же размере). Предложение тут же под него подстроится - так как не произойдет разрушения основных фондов и капитала в целом. Уволенные тут же будут наняты обратно, как только будут востребованы.

Фронт борьбы - медицинский. План сражения ясен: повальное массовое тестирование и карантин, далее по времени - вакцина. Ресурсы по сути дела неограничены.

Это выглядит как одна большая схема оптимизации, а не "великая депрессия" (до тех пор, пока не разразился финансовый кризис и не разрушена инфраструктура экономики). Это скорее очистительный кризис, а не депрессия, в которой непонятно что делать. Структуры компаний будут оптимизированы, часть работников останется на удаленной работе, естественно уровень безработицы повысится, но уровень жизни в развитых странах (США и Европа, про Россию напишу отдельно) сильно не упадет, скорее изменится образ. Произойдет ускоренная реализация тех трендов, которые мы видели раньше: введение безусловного базового дохода, уход экономики в онлайн, большее социальное дистанцирование.

И мне кажется, что рынки это понимают лучше экономистов".