"В авторитарной стране, где результаты выборов более или менее известны задолго до дня голосования, оппозиция бывает двух видов. Системная и несистемная", - пишет публицист в колонке на сайте "Грани.ру" в связи с перипетиями выдвижения Евгения Ройзмана на выборы губернатора Свердловской области.

"А еще имеется Евгений Ройзман, чья политическая судьба, сбивая с толку экспертов, ни в какие рамки не вписывается. Созданный им фонд "Город без наркотиков" по методике жестокого обращения с людьми вполне соответствовал укорененным в отечестве нравам. С властью они совпадали в главном: в абсолютном презрении к праву, соединенном с твердым убеждением в том, что цель оправдывает средства.

При этом сам социально близкий Кремлю Ройзман, с его бунтарским характером, личной храбростью и несомненной харизмой, все-таки сильно отличается от всех так или иначе связанных с властью граждан. И то обстоятельство, что ему разрешили избираться и стать избранным мэром Екатеринбурга, почти не повлияло на его убеждения и деятельность.

Он участвует в пикете, организованном в защиту болотных узников. Невосторженно отзывается о цензуре в СМИ и даже о российской войне в соседнем государстве. В своем городе считает необходимым выступить на митинге против коррупции, отчасти поддержав Навального. В его кабинете на том месте, где должен висеть президент Владимир Владимирович, располагается портрет поэта Бродского.

Он уникален, этот полусистемный Ройзман. Оттого игры в политику, куда его пытаются вовлечь разные партийные лидеры, постоянно сопровождаются скандалами, которые развиваются по одной и той же схеме. Сперва системные оппозиционеры, вроде бы договорившись с Кремлем, заносят его имя в свои списки, но затем начальство начинает морщиться и брать ходы назад, и тут выясняется, кто чего стоит в элитных кругах".

"Наблюдая его мытарства, легко заметить, как неуклонно сжимается пространство, на котором действует полусистемный политик, некогда депутат Госдумы. Сначала в недолговечном союзе с Мироновым, который по заказу путинской администрации отращивал левую ногу партии власти. Позже в партии олигарха, создание которой тоже ведь было согласовано с руководством. Теперь вот "Яблоко" и ПАРНАС, влачащие призрачное легальное существование. А больше, похоже, никого и не осталось.

Впрочем, взглянуть на происходящее можно и по-другому. Тревожными глазами начальства, которое неустанно год за годом очищает кабинеты от врагов, буквально до мышей зачищает, а они все не успокаиваются, лезут и лезут. Уж и "Яблока" практически никакого нет, и Гудковы изгнаны, и всюду, куда ни плюнь, одни системные оппозиционеры, но ни минуты отдыха у несчастного правящего класса в авторитарной стране, где результаты выборов более или менее известны задолго до дня голосования, нет и не предвидится. Все время надо кого-то давить, и в этих неустанных трудах проходит уже второе десятилетие. Истинно рабы на галерах".