Владимир Путин провел осмотр больницы в Коммунарке, 24 марта 2020 года
Пресс-служба Президента России

"Как заметил неподражаемый Лев Рубинштейн, происходящее вокруг нас сегодня - это такой типичный "пожар в борделе во время наводнения". Можно добавить: на фоне легкого землетрясения. И тут важно не терять фокус - где бордель, где пожар и где землетрясение. При том, что эпидемия заполонила в последние дни информационное пространство почти без остатка, важно понимать, что из трех напастей, которые вокруг нас разворачиваются, эта (эпидемия) в моменте самая острая, а в перспективе - самая простая и безобидная", - пишет политолог на своей странице в Facebook.

"Да, сейчас совершенно необходимо замедлить распространение эпидемии, потому что это чревато значительными людскими потерями. Но если решить эту техническую задачу (а она, видимо, решаема), то урон эпидемии может оказаться не таким уж большим. То же и с экономическими издержками: сегодня они выглядят колоссальными, но когда эпидемия пойдет на спад, рынки, потребление и хозяйственные связи начнут быстро и бурно восстанавливаться (в общем случае).

И тут со всей ясностью предстанут нам, в России, конкретные последствия пожара и наводнения в борделе.

Это, конечно, прежде всего - последствия принятия поправок к Конституции и главной поправки про "Путин навсегда". Жестоко ошибаются те, кто думает, что это будет тот же режим, что раньше, но на дольше. Это будет другой режим. Поправка "Путин навсегда" плохо воспринимается обществом, с одной стороны, но общество, кажется, не способно оказать ей организованного сопротивления. Тем хуже для общества: недостаток реальной легитимности режим в такой ситуации будет компенсировать его ужесточением. И это коснется не только оппозиции, а всех.

Сюжет с газетой "Ведомости" здесь очень характерен: это переход от имитационных техник к открыто агрессивным: получите в главные редактора "либерального СМИ" дегенерата! И это, скорее всего, только первый акт этой агрессии. Ужесточение режима - это не только и не столько прямые репрессии против оппозиции, это новый тур деградации социальных, культурных, образовательных институтов. Неизбежность ужесточения режима вытекает и из второй напасти в борделе - наводнения.

Пожалуй, не менее значимым по стратегическим, долгосрочным последствиям событием является то, что происходит на нефтяном рынке. Помимо катастрофического, но краткосрочного падения спроса на нефть, это формирование на нем нового стратегического альянса Саудовской Аравии и США. Не очень понятно на сегодня (мне), как может функционировать этот альянс, но очевидно, что оба участника его крайне раздражены поведением России и готовы объединить усилия для выдавливания ее с нефтяных рынков.

И это очень плохая новость. Она предвещает нам, что в тот момент, когда для всего мира, более менее справившегося с острой фазой эпидемии (даст бог), наступит период быстрого восстановления, в России настанет время "затягивания поясов" (в экономическом смысле). Аранжированное социальной деградацией, связанной с ужесточением теряющего опоры своей легитимности режима "Путин навсегда".

В общем - да: Сохраняя вирус предков, наш бордель сошел с ума".