"Бабушка перформанса" Марина Абрамович написала сценарий собственных похорон
Global Look Press

Известная сербская художница, "бабушка перформанса" Марина Абрамович рассказала, что написала подробный сценарий своих похорон, которые должны стать ее последним перформансом - с живой музыкой, красочным дресс-кодом и черным юмором, пишет The Guardian.

В своей речи в Сиднее на выступлении Kaldor Public Art Projects Абрамович, прекрасно себя чувствующая в 67 лет, заявила, что "художник должен умирать осознанно, без страха", и что "похороны - это последнее, что художник может оставить после себя перед уходом".

Раскрывая сценарий собственных похорон, Абрамович сказала, что художник должен заранее продумать инструкции: "Тогда все будет сделано точно так, как ты хочешь".

"Я хочу, чтобы было похоронено три Марины, - сказала художница, когда зрители попросили ее поделиться деталями похоронного сценария. - Конечно, настоящей будет только одна. Две других будут искусственными. Я хочу, чтобы эти три Марины были похоронены в трех разных городах, где я жила долгое время: в Белграде, Амстердаме и Нью-Йорке". Она добавила, что никто никогда не узнает, где похоронено ее настоящее тело.

Абрамович сообщила, что решила спланировать собственные похороны после смерти своей подруги, писательницы Сьюзен Зонтаг, и ее похорон на кладбище Пер-Лашез в Париже.

"Это были самые грустные похороны в моей жизни, а Сьюзен была одним из величайших людей, которых я когда либо встречала, - сказала Абрамович. - Я поехала обратно в Нью-Йорк и направилась прямиком к адвокату и сказала, какими должны быть мои похороны. Потом я написала весь сценарий".

Художница пошутила, что присутствующие на похоронах должны быть одеты в ее фирменный цвет - черный, чтоб они выглядели "как тараканы", но затем призналась, что настаивает исключительно на ярких цветах, включая "даже" розовый.

"Я хочу, чтоб Энтони (Хегарти) из Antony and the Johnsons, величайшая певица и моя близкая подруга, спела песню I Did It My Way ("Я сделала по-своему"). Мы еще не договаривались об этом, но думаю, что когда я умру, она так расстроится, что все-таки споет".

Своим поклонникам в Сиднее она сказала: "Сейчас у меня позади 45 лет карьеры, и я не оглядываюсь назад. Я смотрю только вперед, потому что когда я оглядываюсь назад, я думаю, что должна быть уже мертва".

Марина Абрамович родилась в 1946 году, в Белграде. Она обладательница премии "Золотой лев" 47-й Венецианской биеннале за работу "Балканское барокко" в память о жертвах войны в Югославии.

В 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства состоялась выставка художницы, где Абрамович провела перформанс "В присутствии художника". Он длился 716 часов и 30 минут, во время которых она посмотрела в глаза 1500 людям.

Марина Абрамович является внучатой племянницей Сербского патриарха. Художница, которую воспитывали в строгих традициях, в своем творчестве исследует тему ритуала, жестокости, сексуальности, закрепощенности и обреченности. Один из ее известных перформансов - "Русская забава". Художница поочередно втыкает нож в стол между раскрытыми пальцами, заменяя орудие на новое, когда поранит руку.

Также известна ее инсталляция-притча о непонятой славянской душе, на которой обнаженная Абрамович предстает в пилотке советской Армии - мужчины ее семьи героически сражались против фашизма. Самый шумный успех принесло неординарное шоу "Ритм 0", устроенное художницей в 1974 году. В течение шести часов неподвижно сидящая художница позволяла использовать зрителям любые из выставленных ею предметов, в том числе коллекцию ножей, хлыст, ножницы, скальпель и даже пистолет с одним патроном.