Италия оплакивает великого оперного певца Лучано Паваротии. Возле собора в Модене собралась тысячи людей, которые пришли попрощаться с ним. Траурный зал в Дуомо Модены был открыт накануне вечером. Похороны состоятся 8 сентября, Rai Uno будет транслировать траурную церемонию в прямом эфире. Прощальная траурная процессия с Лучано Паваротти будет сопровождаться выступлением в небе самолетов ВВС Италии. Военно-воздушные силы украсят небо над Моденой национальным триколором.
Как отмечает Corriere Della Sera, несколько месяцев перед смертью Паваротти постоянно находился в инвалидном кресле и несмотря на это оставался оптимистом. "Это мой последний трон", – пошутил он в последнем интервью газете. Жена Николетта и сестра Габриелла не отходили от него (полный текст на сайте Inopressa.ru).
"Я был везучим и счастливым до 65 лет. Потом пришло это несчастье. И теперь я расплачиваюсь за это везение и счастье. Но я нахожу подпитку в моем детстве, которое было бедным и счастливым, и я прекрасно осознаю все происходящее. Болезни меня никогда не тревожили. Опухоль, ты ее чувствуешь где-то внутри, она тебя перерабатывает. Теперь я хорошо сплю. И я оптимист и буду им оставаться до самой смерти. Оптимизму я научился от родителей, которых я лишился четыре года назад, сначала одного, а через четыре месяца другого", - сказал тенор в своем последнем интервью.
Певец каждый день наблюдал за тем, как плавает в бассейне его 4-летняя дочь. Тенора в этих развлечениях больше всего радовали песенные интервалы между ныряниями, и мотив почти всегда был одним: "Fratelli d'Italia" (гимн Италии). "Эту песню она знает лучше всех, – с гордостью рассказал отец девочки, начавший петь в 12 лет. – Она выучила ее, глядя по телевизору матчи с участием национальной сборной по футболу. Ей удается петь и под водой".
В последнее время Паваротти часто вспоминал блестящее мировое турне с двумя другими тяжеловесами оперного мира - Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом. Певец отмечал, что их великий союз не распался, несмотря на состояние его здоровья. "Пласидо навещал меня пару раз, Каррерас постоянно звонит мне по телефону. Это был наш сезон, он был прекрасным", - сказал он в интервью.
До самого конца Паваротти сохранял хорошую дозу оптимизма, который позволял ему бороться с болью. Впрочем, в его словах проскальзывали и пессимистические нотки: "Нет, я больше себя не слушаю. Я не хочу себя слушать. Если ты пригласишь меня на ужин и, чтобы доставить мне удовольствие, поставишь проигрывать какую-нибудь арию и песню, которая особенно нравится меломанам, я уйду. Если ты хочешь заставить меня плакать, дай мне послушать Доминго".
На вилле "Джулия" Лучано обдумывал проекты, которые он хотел реализовать, прежде чем его подкосила болезнь: дуэт с Миной или обеспечение всем необходимым школы пения вместе с Френи (подругой детства) и оперной певицей Раиной Кабаиванска, продолжение проекта "Паваротти и друзья", смешение на одном концерте оперных "золотых голосов" и поп-исполнителей.
Гроб с телом маэстро провожали громкими аплодисментами
Белый гроб с телом маэстро под продолжительные аплодисменты собравшихся был доставлен в кафедральный собор города. Тело Паваротти облачено в смокинг с белой бабочкой, в руку ему вложены четки и белый платок, в точности такой же, с каким он не раз выступал на публике и покорял величайшие театры мира, передает РИА "Новости".
Рядом с гробом шли жена Николетта и три дочери от первого брака. В четверг на протяжении всего дня в Модену прибывали друзья Паваротти, в частности, проститься с "золотым голосом" Италии приехали известные певцы Дзуккеро и Лигабуэ.
В числе первых посетил семью Паваротти мэр Модены, который объявил о решении назвать Городской театр в честь великого оперного певца. В родном городе Паваротти в связи с его смертью объявлен траур. Кроме того, в Модене немедленно открылась специальная горячая линия, чтобы сочувствующие жители могли обратиться туда с вопросами.
"Он был подлинным итальянцем", – уверена Анна-Мария Фини, отец которой был одним из ближайших друзей певца. "Он олицетворял наше поколение, озвучивая все наши эмоции и чувства. Я не знаю никого, кто мог бы выразить те же ощущения и объединить сегодняшнюю молодежь", – заявила она в интервью The Daily Telegraph.
"Он был символом Италии, символом Модены, причем в гораздо большей степени, чем, например, "Феррари". Помню, однажды в очереди в Диснейленд кто-то спросил, откуда я родом. Когда я сказала, что из Модены, то услышала в ответ: "А, родина Паваротти!" Это было потрясающее чувство", – рассказывает женщина.
Вряд ли кому-то Паваротти будет не хватать так, как его родному городу – Модене. Знаменитый певец не оставил свою родину, несмотря на огромное состояние. "Он мог бы поселиться где угодно, но предпочел жить среди нас. Мы каждый день видели его или его жену Николетту", – вспоминает Анна-Мария Фини.
Вся Италия отдала дань уважения великому тенору. Премьер-министр страны Романо Проди и президент Джорджио Наполитано намерены в субботу присутствовать на похоронах певца. Проди, который родился в Болонье, всего в получасе езды от Модены, сказал, что Паваротти "в своем творчестве лучше всего показал нашу страну миру. Он пробуждал чувства, учил любви, приобщал к культуре".
Ряд политиков потребовали объявить 6 сентября днем памяти, когда будут проходить концерты в память Паваротти. Одновременно человек совсем другой профессии, голкипер итальянской сборной Джиджи Буффон, заявил, что страна потеряла свой "первый номер". Кстати, в детстве Паваротти из-за своей комплекции часто стоял на воротах. Итальянская волейбольная ассоциации также объявила день траура – в юности Паваротти активно занимался этим видом спорта.
Декан Университета Модены Джанкарло Пеллакани навестил Паваротти за день до смерти. Накануне он выразил уверенность, что уход певца станет тяжелым ударом для страны, и ей придется поискать, чем заполнить оставшуюся после него пустоту. "Когда страна теряет человека такой значимости, это порождает тяжелое чувство утраты, заставляет задаваться вопросом: сможем ли мы когда-нибудь еще породить личность подобного масштаба?"