Большой театр перенес премьеру балета "Нуреев" в постановке Кирилла Сербренникова на май следующего года по личному распоряжению министра культуры РФ
©РИА Новости /Владимир Вяткин
 
 
 
Большой театр пока не отреагировал
Reuters

Большой театр перенес премьеру балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова на май следующего года по личному распоряжению министра культуры РФ Владимира Мединского, утверждает источник ТАСС, близкий к Минкультуры.

"Спектакль перенесен по прямому распоряжению Мединского",  - настаивает источник агентства. По его информации, негодование министра вызвал тот факт, что "спектакль выглядит как пропаганда нетрадиционных сексуальных ценностей".

Как утверждается, Мединский пришел к этому выводу, поскольку по замыслу Серебренникова "большинство актеров  должны были исполнять свои роли обнаженными, а декорацией стала известная фотография Нуреева", на которой танцор полностью обнажен.

В Минкультуры отказались подтвердить или опровергнуть слова источника ТАСС, Большой театр пока не отреагировал.

Гендиректор Большого объявил, что дело не в гомосексуальности, а в хореографии

Гендиректор Большого театра Владимир Урин на брифинге заявил журналистам, что отмененная премьера состоится через восемь месяцев - 4-5 мая 2018 года.

При этом он отверг высказывавшиеся версии ее отмены - как опалу из-за уголовного дела против экс-руководства "Седьмой студии", так и гомосексуальный аспект биографии Нуреева.

Урин заявил, что "прекрасно понимал, что там будет соответствующая тема, которая может вызвать неприятие определенного ряда людей", и шел на это, а также оознает контекст, связанный с Серебренниковым, пишет "Московский комсомолец".

По словам Урина, единственной причиной отмены постановки стала неготовность ее хореографической составляющей. Хореограф Юрий Посохов признал неготовность подготовки артистов только с хореографической точки зрения и заявил, что ему нужен еще месяц для ее доработки.

"Кирилл Серебренников никакого отношения к хореографии не имеет, хореографией занимается Юрий Посохов", - подчеркнул Урин.

Проблемы спектакля, дополнительно сообщил Урин, связаны с тем, что в нем участвуют хор, оперные солисты и кордебалет, слабость подготовки которых он сам увидел на прогоне, который смотрел "в полном унынии".

Хотя после объявления о переносе постановки на восемь месяцев, вечерний прогон был куда более удачен, Урин не стал менять своего решения, чтобы выпустить качественную постановку, пусть даже и с репутационными потерями для театра из-за ее переноса.

Отвечая на вопросы журналистов, Урин, однако, не смог пояснить отсутствие на брифинге Посохова и Серебренникова, заявив, что это было их личным решением.

Напомним, 7 июля в Большом театре состоялся генеральный прогон спектакля, после которого артисты рукоплескали постановщикам. На следующий день стало известно, что премьера, намеченная на 11 июля, отменена, страница спектакля удалена с сайта ГАБТа. Владимир Урин утверждал, что решение об отмене премьеры принято вместе с постановщиками, поскольку по причине недостатка репетиций балет оказался не готов. Позднее видеозапись выступления Урина по этому поводу оказалась недоступна.

В свою очередь, режиссер, сценограф и автор либретто спектакля Кирилл Серебренников заявил, что решение было принято без учета его мнения.

Балет о гениальном танцовщике, в 1961 году попросившем политического убежища в Париже, должен был стать скорее сюрреалистическим, а не документальным пересказом биографии Нуреева.

Одним из главных сюжетов спектакля являются продолжавшиеся несколько десятилетий отношения Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна.

Над постановкой "Нуреев" помимо Кирилла Серебренникова, который выступил в качестве автора либретто, режиссера и сценографа, работали композитор Илья Демуцкий, хореограф-постановщик Юрий Посохов. В этом же составе создатели поставили балет "Герой нашего времени" в Большом театре в 2015 году.

Как отмечает "Новая газета", это не первый случай в 241-летней истории Большого, когда практически готовую премьеру отменяют. В ХХ веке это случалось раза три. В 30-х годах запретили "Болт" Шостаковича, в 1969 году Фурцева "закрыла" "Лебединое озеро" в постановке Григоровича: товарищу министру сильно не понравился трагический финал балета. А в 70-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева "Девушка и смерть". Но подобное еще никогда не происходило за три дня до премьеры.