"Щелкунчик" на академичной сцене Мариинского театра в новой постановке Михаила Шемякина. Даже одно такое сочетание дает повод говорить о сенсационности и некой скандальности премьеры. Неизменность ассоциаций, с которыми всегда связывали этот балет Чайковского, √ Рождество, зимние каникулы и ожидание праздника, когда в театр идут всей семьей, - теперь отчасти будет нарушена. По словам Шемякина, это будет такой балет, которому вряд ли можно будет предать статус только детского утренника.

"Глупо было бы пугать детей плюшевыми крысами. Сегодня их не испугаешь, особенно после современного телевидения, современного кино. Поэтому моя задача была именно создать тот спектакль, который заинтригует юного зрителя и, возможно, вызовет у него подлинную симпатию к моим персонажам", - заявил постановщик в интервью НТВ.

Либретто, костюмы, бутафория, вплоть до игрушек на елке было подчинено воле и замыслу автора. Как это будет выглядеть на сцене, не известно. В течение двух лет, пока шла подготовка к премьере, все происходило в атмосфере строжайшей тайны.

"Ни в одном спектакле, конечно, духа Гофмана не присутствует. Поэтому в моем спектакле я делаю первую попытку возродить дух Гофмана, создать гофманиану", - убежден режиссер.

В России со времен Петипа "Щелкунчик" - это всегда добрая рождественская сказка, хотя на Западе известно множество достаточно смелых постановок. Модернистские увлечения превращали крыс в красноармейцев. Гости пили "Кока-колу", танцевали рок-н-ролл, эмигрантку Машу спасал Щелкунчик в образе офицера белой гвардии. Шемякин видел все эти постановки и, по его словам, в своей версии он старательно избегал подобного рода экспериментов, дабы не шокировать публику. И только после сегодняшней премьеры можно будет сказать, насколько удачно у Шемякина это получилось.