Фон Триеру вышло боком издевательство над журналистами, но он гордится, что его выгнали из Канн
Global Look Press

Изгнание с Каннского фестиваля Ларса фон Триера - еще большая глупость, чем его провокационные заявления на фестивале, полагают некоторые критики. Его слова, за которые он многократно извинился, были "опасным стебом" над надоевшими ему журналистами, но руководство фестиваля, "прогнувшись" под общественными и политическими организациями, потеряло режиссера, который уже лет двадцать был его лицом, был символом каннского радикализма. Таким образом, наказание скандального фон Триера может заодно стать и самоубийством Каннского фестиваля, полагает обозреватель РИА "Новости" Юрий Гладильщиков.

Кинокритик напоминает, что режиссер много чего сказал еще до слов про Гитлера. Он, например, сказал, что его фильм "Меланхолия" (печальная история о конце света глазами одной конкретной семьи) - это комедия. Вот когда он снимет трагедию - тогда все наконец поймут, что такое настоящая трагедия. Но до трагедии он сделает религиозное порно - и обязательно с Кирстен Данст, которая раскрылась в "Меланхолии" и готова теперь на все. Причем между порноэпизодами будут вставлены длинные умные разговоры, чтобы фильм растянулся часа на четыре и каннская пресс-конференция по его поводу началась не так рано.

Говоря про евреев, он (долгое время сам считавший себя евреем, пока мать не открыла ему тайну о том, что у него другой отец) первым делом сказал, что разочароваться в евреях его заставила встреча с режиссером Сюзанной Биер (той самой, что получила в этом году иностранный "Оскар" за фильм "Месть"). Между тем, фильм "Месть" сделан именно на студии фон Триера Zentropa, так что иначе как издевательство над журналистами эту фразу расценивать нельзя, отмечает критик.

Обозреватель полагает, что вопрос журналистов о том, что его фильм вдохновлен нацистским искусством, был намеренно провокационным. Ответ фон Триера "потому что я нацист" и далее по тексту "Мы, нацисты..." - очень хорошо показывает, что все это было стебом в ответ на глупые вопросы, считает критик.

По мнению Гладильщикова, ситуацию удалось практически разрешить, когда режиссер многократно извинился и пояснил, что это был ответ на провокацию, а сам он считает Холокост тягчайшим преступлением против человечества и никоим образом не выступает против евреев. Однако руководство фестиваля поддалось на истерию, раздутую СМИ и общественными организациями, чем навредило самому фестивалю, считает критик.

Сам фон Триер гордится статусом персоны нон грата

Сам изгнанный из Канн Ларс фон Триер объявил, что горд статусом персоны нон грата, сообщил в четверг специальный выпуск датского фестивального издания Film.

"Я горд тем, что меня объявили персоной нон грата. Кажется, такое происходит впервые в истории кино", - заявил режиссер.

Вместе с тем, он подчеркнул, что извинился за свои высказывания и продолжает за них извиняться, а также признает за руководством фестиваля право принимать подобные решения.

"Я никого не желал обидеть. Просто я такой, какой я есть, я не могу изменить свою сущность. Что ж теперь делать? Может быть, Петеру Аальбеку, моему продюсеру, вывезти меня на всеобщее обозрение в клетке?" - в очередной раз сыронизировал фон Триер, огорчившись, что журналисты в Каннах не поняли его датского юмора.

Он, однако, повторил, что считает Холокост тягчайшим преступлением против человечества и никоим образом не выступает против евреев. "У меня у самого еврейское имя, у моих детей еврейские имена", - подчеркнул режиссер.

Он объяснил, что его может привлекать нацистская эстетика, но к фашистской идеологии он никакого отношения не имеет.

Ранее глава Датского киноинститута Хенрик Бо Нильсен заявил, что высказывания фон Триера были идиотскими и отвратительными, но на финансировании дальнейших проектов режиссера скандал в Каннах не скажется.

Напомним, фильм фон Триера "Меланхолия" остался в конкурсе. Как заявил президент фестиваля Жиль Жакоб, в Каннах решили провести разграничение между человеком и его творением, и жюри будет принимать свое решение, руководствуясь исключительно кинематографическими критериями.