Стэнли Кубрик
Global Look Press

Не снятые по разным причинам фильмы великих режиссеров порой занимают воображение любителей кино и профессиональных критиков ничуть не меньше, чем удавшиеся работы, отмечает Русская служба BBC, публикуя свой рейтинг фильмов, которых так и не дождались зрители.

Топ-10 "неродившихся" шедевров возглавил "Наполеон" Стэнли Кубрика. Знаменитый режиссер много лет изучал жизнь французского императора и собирался снимать фильм-биографию о нем сразу вслед за своей знаменитой картиной "2001: Космическая одиссея". В роли Наполеона Кубрик видел Оскара Вернера ("Жюль и Джим"), а его жену Жозефину должна была играть Одри Хепберн. Но студия MGM отменила проект из-за его непомерной стоимости. В 2013 году Стивен Спилберг сказал в интервью французскому телеканалу Canal+, что надеется возродить проект Кубрика на телевидении в виде мини-сериала. По последним слухам, в качестве режиссера Спилберг хотел бы привлечь австралийца База Лурмана ("Мулен Руж").

На втором месте - "Калейдоскоп" Альфреда Хичкока, который великий режиссер решил снять после просмотра провокационного фильма Микеланджело Антониони "Фотоувеличение". Он задумал создать нечто радикальное - кинокартину на грани дозволенного, где должны были присутствовать неприкрытая нагота, насилие и гомосексуальность. Сюжет завязывался вокруг цепочки из трех убийств: у водопада, на военном корабле и на фабрике. Однако студия MCA/Universal отказалась от проекта, и режиссеру пришлось положить на полку около часа отснятых проб. Вышедшая в 1972 году картина "Исступление" с отталкивающими сценами насилия в отношении женщин вобрала в себя часть идей "Калейдоскопа".

Третье место в рейтинге - у последнего проекта Серджио Леоне - "Ленинград. 900 дней". Примерный сюжет фильма - американский военный фотограф, которого играет Роберт Де Ниро, оказывается во время Второй мировой войны в Ленинграде, осажденном немецкими войсками, и вынужден провести в городе все годы блокады. Леоне нашел 100 млн долларов на съемки, договорился о сотрудничестве с советским правительством и нанял для создания саундтрека своего постоянного соавтора Эннио Морриконе... но внезапно умер от сердечного приступа в 1989 году в возрасте 60 лет.

Продолжает список несостоявшаяся экранизация семитомного романа Пруста "В поисках утраченного времени" Лукино Висконти. Подготовка к фильму заняла в 1960-х годах у него несколько лет, проведенных в Париже и Нормандии. Картина требовала такого бюджета, что финансирование найти не удалось.

Замыкает первую пятерку списка попытка Теренса Малика переложить на язык кино экзистенциальный роман Уокера Перси "Кинозритель" о человеке, чувствовавшем себя чужим и в своей семье, и на работе, и находившем больше смысла в фильмах и книгах, чем в повседневной реальности. Фильм так и не состоялся, но простой, спокойный взгляд на внутреннюю жизнь человека, показанный в книге, возможно, подготовил почву для картин "Древо жизни" 2011 года и "К чуду" 2013 года.

В топ-10 попало "Сердце тьмы" Орсона Уэллса - в адаптации одноименного романа Джозефа Конрада режиссер планировал сам сыграть рассказчика, Марлоу, оставаясь невидимым для публики и лишь пару раз мелькнув в виде тени и отражения в зеркале. Проект оказался слишком дорогим. Вместо него Уэллс снял "Гражданина Кейна".

В списке так же - еще один несостоявшийся фильм Орсона Уэллса - "Дон Кихот", за который он пытался взяться несколько раз начиная с середины 1950-х, такая же неудачная попытка экранизации Сервантеса Терри Гиллиама ("Человек, который убил Дон Кихота"), "Ронни Рокет" Дэвида Линча и "Американская трагедия" Сергея Эйзенштейна.

О последнем надо сказать отдельно. В конце 1920-х годов, уже будучи знаменитым, Эйзенштейн путешествовал с лекциями по Западной Европе и США (предполагалось, что он будет знакомить капиталистический Запад с достижениями советских художников и артистов). Доехал он и до Голливуда. Глава Paramount Pictures Джесси Ласки восхищался фильмами Эйзенштейна и в апреле 1930 года предложил ему 100 тысяч долларов на создание картины по роману Теодора Драйзера "Американская трагедия". Шесть месяцев спустя Эйзенштейн представил готовый сценарий, но Ласки счел его настолько депрессивным, что расторг договор и оплатил возвращение Эйзенштейна в Москву.