Балет "Нуреев", поставленный режиссером Кириллом Серебренниковым, получил звание "балет года" по версии II международной профессиональной музыкальной премии BraVo в области классического искусства
Bolshoi Theatre / www.youtube.com

Балет "Нуреев", поставленный режиссером Кириллом Серебренниковым, получил звание "балет года" по версии II международной профессиональной музыкальной премии BraVo в области классического искусства. Награда была вручена исполнителю заглавной партии Владиславу Лантратову, пишет "Коммерсант".

Как уточняет ТАСС, церемония вручения премии состоялась накануне на Исторической сцене Большого театра. Приглашенная солистка ГАБТ Венера Гимадиева получила награду за лучший классический женский вокал из рук итальянского тенора Витторио Григоло, китайский бас Хао Чжан Тян получил награду за лучший мужской вокал.

Награды "Мировая звезда" удостоена сопрано Анджела Георгиу. Приз ей вручил специальный гость церемонии, голливудский актер Джон Траволта. Церемонию также посетила лауреат премии "Оскар", британская актриса Хелен Миррен. Лучшим дирижером признан японский дирижер Митиёси Иноуэ, который даже станцевал на сцене Большого при вручении премии. "Дело в том, что когда-то я танцевал классические танцы в русском стиле, - пошутил он. - Нуреев, Плисецкая - хорошо известные вам имена".

"Оркестром года" признали Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова. Специальный приз за вклад в мировую музыкальную культуру посмертно присудили Монтсеррат Кабалье, награду за нее получила дочь, певица Монтсеррат Марти. Награду "Открытие года" народная артистка России, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова вручила 16-летнему пианисту Ивану Бессонову.

Лучшей оперой года назвали постановку "Триумф Времени и Бесчувствия" Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Приз за "Классический альбом года" второй год подряд получил пианист Даниил Трифонов - за запись "Destination Rachmaninov. Departure". "Лучшей классической композицией в современном исполнении" признали пьесу "Вероника" американки китайского происхождения Ду Юн.

В номинации "Концертная/театральная площадка года" назвали сразу двух лауреатов: театр оперы и балета "Астана-Опера" в Казахстане и московский концертный зал "Зарядье". "За поддержку классического искусства" отметили благотворительный фонд "Искусство, Науку и Спорт".

Летом прошлого года "Нуреев" победил на фестивале Benois de la danse в четырех номинациях. Награды присудили композитору Илье Демуцкому, хореографу Юрию Посохову, Кириллу Серебренникову (в качестве сценографа), а также станцевавшему роль Нуреева Лантратову.

7 июля того же года в Большом театре состоялся генеральный прогон спектакля, после которого артисты рукоплескали постановщикам. На следующий день стало известно, что премьера, намеченная на 11 июля, отменена, страница спектакля удалена с сайта ГАБТа. Владимир Урин утверждал, что решение об отмене премьеры принято вместе с постановщиками, поскольку по причине недостатка репетиций балет оказался не готов.

В свою очередь, режиссер, сценограф и автор либретто спектакля Кирилл Серебренников заявил, что решение было принято без учета его мнения. Кроме того, СМИ сообщили, что причиной отмены спектакля стало решение министра культуры РФ Владимира Мединского и епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), которого называют духовником президента РФ Владимира Путина. Сам Мединский впоследствии отказался давать оценку балету, премьера которого состоялась 9 декабря.

В свою очередь, глава Союза кинематографистов России, режиссер Никита Михалков заявил, что создатели балета заранее знали о проблемном будущем своей постановки. "Не верю, что, когда начиналась работа над спектаклем, не было понятно, что будет в результате. Кто это делает и о ком этот спектакль. И что основной темой в биографии Нуреева, его творческих и человеческих метаниях будет терпкая и пикантная тема его гомосексуальных привязанностей и проблем", - заявил Михалков.

Балетный критик Татьяна Кузнецова, проанализировав попавшие в Сеть пиратские записи репетиций и генерального прогона "Нуреева", утверждает, что спектакль обладает исключительными художественными достоинствами и не содержит даже намеков на вульгарность. "Все, что обсуждается с таким смаком (фото голого Нуреева работы Аведона, сцена с трансвеститами, артист в телесного цвета бандаже), - лишь детали, тщательно выверенные в своей сдержанности и не имеющие принципиального значения", - заявила она.