Народному артисту СССР Алексею Баталову 20 ноября исполняется 80 лет. Свой юбилей актер намерен отметить тихо. Баталов не любит пышных торжеств. Ему, как он сам признался, - больше нравится работать, передает телеканал "Вести".
Миллионам зрителей Баталов знаком по роли слесаря Гоши из фильма "Москва слезам не верит". Многие сразу вспомнят его в роли Саши из "Дела Румянцева", Бориса в картине "Летят журавли" и Владимира из ленты "Дорогой мой человек".
В этом году у Баталова сразу три круглые даты. 80 лет со дня рождения, 65 - со дня выхода на экраны первого фильма с его участием. Это была совсем маленькая роль в фильме "Зоя". Третий юбилей, который артист тоже отмечает, - 30 лет, как он ушел из кино.
"Я не выбирал эту профессию",- говорит Баталов. Так сложилось. Ребенком он рос среди декораций, которые позже сам монтировал и раскрашивал. В школе вел себя как настоящий артист.
После того, как фильм "Москва слезам не верит" с триумфом прошел по всем экранам Советского Союза, Баталов сниматься перестал. Не было интересных ролей. "Это характер, он должен всегда сам себе доказать, что это может, у него железный характер", - говорит дочь Алексея Владимировича, Ирина.
"Человек неандерсталинской эпохи" иронично называет он себя. Главная цель - помогать людям. "Я хорошо прожил свою жизнь, - сказал он однажды. - Небогато, без больших карьерных всплесков, но есть люди, которые вспомнят меня добром".
Биография Алексея Баталова
Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье актеров Московского Художественного академического театра. В 14 лет он впервые вышел на сцену в городе Бугульме, где в эвакуации его мать создала свой театр, а через год дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама "Зоя", сообщает РИА "Новости".
В 1950 году, окончив Школу-студию МХАТа, Баталов поступил на работу во МХАТ. И в том же году, когда подошло время службы в армии, он среди других талантливых молодых актеров Москвы был командирован в труппу Театра Советской армии, где прослужил несколько лет. В 1953 году Алексей Баталов вернулся во МХАТ.
Снявшись в 1954 году в роли Алексея Журбина в кинокартине "Большая семья" Иосифа Хейфица, Алексей Баталов навсегда связал свою жизнь с кинематографом. Он снялся более чем в 40 картинах; только у Хейфица Баталов снялся в 5 картинах: "Большая семья", "Дело Румянцева", "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой", "День счастья".
В качестве режиссера-постановщика Алексей Баталов снял три картины. Им были экранизированы: "Шинель" по Николаю Гоголю, "Три толстяка" по Юрию Олеше совместно с Шапиро, "Игрок" по Федору Достоевскому.
Особое место занимает в творчестве Алексея Баталова работа на радио. Среди его радиопостановок: "Казаки" Льва Толстого, "Белые ночи" Федора Достоевского, "Поединок" Александра Куприна, "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова, "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира.
В 1975 году Баталов стал преподавателем Всероссийского Государственного института кинематографии, с 1976 года он является художественным руководителем, а с 1979 года - заведующим кафедрой актерского мастерства ВГИКа. С 1980 года - профессор ВГИКа.
В 1963 году за художественный фильм "9 дней одного года" Баталов был награжден Государственной премией РСФСР. Премия Ленинского Комсомола за создание образов молодого человека в фильмах "Дорогой мой человек", "9 дней одного года", "Летят журавли" и других была присуждена актеру в 1967 году. Премия братьев Васильевых - в 1968 году. В 1976 году Алексей Баталов был удостоен почетного звания Народного артиста СССР.
В 1979 году ему присвоено звание Герой Социалистического труда, в 1981 - Государственная премия СССР за фильм "Москва слезам не верит". Алексей Баталов награжден двумя орденами Ленина, Славянским орденом культуры "Кирилла и Мефодия". Лауреат премии "Юнона" - в 1997 году, премии "Кинотавр" в номинации "Премии за творческую карьеру" за 1997 год.
В 2002 году Баталов был удостоен главной кинонаграды страны "Ника" в номинации "Честь и достоинство". В 2008 году он стал первым обладателем приза "Признание поколения", присужденном ему на кинофестивале ВГИКа.