Обнаружены останки великого русского иконописца Андрея Рублева
www.days.ru

Под алтарем Спасского собора московского Андроникова монастыря найдены останки двух монахов, умерших на рубеже XIV-XV веков. Главный специалист Московского бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин, убежден, что это - мощи великого русского художника-иконописца Андрея Рублева и Даниила Черного, сотоварища по монастырю и художеству. Известно, что Андрей Рублев и Даниил Черный скончались почти в одно и то же время.

Никитин много лет занимается реконструкцией облика человека по черепу и широко известен исследованием древних останков. Он создал портреты преподобных Нестора Летописца и первого русского врача Агапита, первого игумена Киево-Печерского монастыря Варлаама, княгинь Евдокии (Евфросинии) Московской - жены Дмитрия Донского, Софьи Палеолог и Елены Глинской - бабушки и матери Ивана Грозного.

Исследователь рассказал, как были обнаружены погребения

Сергей Никитин рассказал газете "Известия", как были обнаружены останки великого иконописца. Как отметил Никитин, останки найдены благодаря настоятелю Спасского собора протоиерею Вячеславу Савиных. Возрождение храма после десятилетий запустения он начал в 1992 году с восстановления алтаря и престола. В ходе поисков были найдены камни древнего престольного основания, а под ними случайно - погребение.

Археолог Музея имени Рублева Олег Ульянов, приступив к исследованию алтарной части собора, обнаружил еще три погребения. Он считает, что под престолом упокоен Андроник, первый настоятель собора. Возможно, в остальных трех могилах похоронены Савва, Александр и Ефрем, последующие игумены. В раскоп тогда спускался сам патриарх Алексий II. Через десять лет отец Вячеслав попросил подключиться к исследованию Сергея Никитина.

В работе были многолетние перерывы. Ульянов покинул раскоп, время от времени там появлялись другие археологи. Останки из тех четырех погребений подняли наверх. Между тем боковые стенки раскопа осыпались, показалось пятое погребение. Настоятель обращался ко многим специалистам, но безуспешно, отклика не встретил. Один из последних археологов затянул раскоп пленкой, проступила плесень. Если бы не отец Вячеслав, неизвестные останки могли быть утеряны безвозвратно, говорит Сергей Никитин.

Как говорит исследователь, он занимается древними останками с 1985 года, когда к нему обратились сотрудники научного отдела истории пещер Киево-Печерской лавры. Потом Никитин помогал известному своими открытиями в Великом Новгороде академику Валентину Янину в атрибуции останков князя Дмитрия Шемяки. Больше десяти лет ведет исследования в Архангельском соборе.

Как рассказал Сергей Никитин, когда ему отец Вячеслав предложил спуститься в раскоп, но был некрещеным. Так как некрещеный человек не может входить в алтарную часть храма, отец Вячеслав крестил его через несколько дней. Трижды окунул в бочку, и было это в ноябре.

Как говорит исследователь, когда он попал в раскоп, сначала ничего не было понятно: "Просто выступают отдельные кости и лежит обнаженный череп. Сверху заложено небольшими белыми камнями. Осторожно, совочком и кисточкой, стал расчищать. Среди останков появились керамическая чаша, монашеские плетеные кожаные крестики, кожаные тапочки. И второй череп. Стало ясно, что это не первичное погребение, а перезахоронение, причем не одного человека, а двух, и расположено оно в месте особо почитаемом".

По швам черепов, зубам, по особенностям строения костей было определено, что одному из умерших мужчин около 50 лет, другому - 70-80. На сохранившемся черепе первого, пятидесятилетнего, характерные повреждения, сделанные плоским заостренным щупом, - свидетельство того, что точного места первоначальной могилы искавшие не знали.

Считается, что Андрей Рублев и Даниил Черный были однолетками и оба умерли в 1427 или 1430 году стариками. Как отмечает Никитин, в летописях, в житиях дата рождения, как правило, не указывается. Откуда вообще возник этот год рождения, 1360-й, неизвестно. Считают, что родиться Андрей Рублев мог в 1370-е или в начале 1380-х годов, поскольку в 1405-м (первое упоминание о Рублеве) был "лишь чернецом".

Сведения о смерти живописцев крайне противоречивы

Сведения о том, где скончались и были погребены живописцы, крайне противоречивы. В разных списках жития одного и того же человека, написанных в разное время, - разные даты, определения. Часто встречаются позднейшие добавки, намеренные умолчания, путаные поправки. Споры длятся не один век: похоронили Андрея и Даниила в Троице-Сергиевой лавре, где они расписывали в последние годы Троицкий собор, или в Андрониковом, где расписывали Спасский и где оба монашествовали.

Знаток жизни и творчества Рублева Вера Григорьевна Брюсова обнаружила в Ярославском музее-заповеднике рукописный сборник, составленный "керженским постриженником Ионой", в нем - такая справка: "Святыя же их мощи (Андрея и Даниила) погребены и почивают в том Андрониеве под старою колокольнею... в недавнем времени разорена, и место сравнено с землею... ходити на ней людем всяким и нечистым, и тем самым предадеся забвению память..."

"Колокольню снесли в конце XVIII столетия. Полагаю, в это время останки знаменитых иконописцев и перезахоронили. Неразлучные в трудах и молитвах, они были погребены в одной могиле. Невозможно себе представить, что их могли разъединить!" - говорит Никитин.

Среди останков также была найдена погребальная чаша для остатков елея после соборования. Главный кремлевский археолог Татьяна Панова установила время изготовления: конец XIV - начало XV века. Знаток древней керамики Леонид Беляев это подтвердил.

Была создана целая комиссия, к делу привлечено множество ученых. Полное антропологическое исследование провели опытные ученые Сергей Васильев и Светлана Боруцкая. Помогли "прочесть" исторические источники ведущие сотрудники Российской государственной библиотеки Екатерина Никанорова, Виктор Молчанов, Марина Крутова. Антропохимик Елена Александровская, изучая химический состав останков, пришла к выводу, что, возможно, оба эти человека вели одинаковый образ жизни, одинаково питались и занимались одним и тем же - работой с металлами, живописью.

Перед специалистами были поставлены конкретные вопросы. Главный, итоговый: могут ли эти останки быть останками Рублева и Даниила Черного. Их ответ: "С большой степенью вероятности, да".

По словам Сергея Никитина, останки и череп Рублева, в отличие от Даниила Черного, сохранились "до изумления хорошо". Поэтому восстановить портрет иконописца будет возможно.

В настоящее время останки находятся "в надежном месте, в великолепном ковчеге, который безвозмездно сделал петербуржский мастер-краснодеревщик Алексей Тарасов", говорит Никитин.