Сын знаменитого режиссера Алексея Германа-старшего, умершего в ночь на 21 февраля на 75-м году жизни, рассказал, что последний, практически законченный, фильм мастера по роману братьев Стругацких "Трудно быть богом" будет называться также как и книга
Russian Look
 
 
 
Режиссер Алексей Герман-старший умер 21 февраля 2013 года
Russian Look
 
 
 
Как сказал Алексей Герман-младший в интервью "Московскому комсомольцу", отец вместе с супругой Светланой Кармалитой и исполнителем главной роли Олегом Ярмольником в итоге решили, "что название "Трудно быть богом" - лучше"
Russian Look
 
 
 
"Конечно, это самая трудная работа в моей жизни, - признался "Вечерней Москве" исполнитель главной роли Леонид Ярмольник. - Во-первых, не так просто понять Германа, во-вторых, так трудно соскоблить налет эстрадного артиста"
Russian Look

Сын знаменитого режиссера Алексея Германа-старшего, умершего в ночь на 21 февраля на 75-м году жизни, рассказал, что последний, практически законченный, фильм мастера по роману братьев Стругацких "Трудно быть богом" будет называться также как и книга. Рабочее название фильма было "История арканарской резни".

"Фильм практически готов. Он смонтирован, озвучен. Осталось только сделать перезапись, на это уйдет несколько месяцев, не больше. Фильм, естественно, будет закончен. Здесь не может быть никаких сомнений", - сказал Алексей Герман-младший в интервью "Московскому комсомольцу", пояснив, что отец вместе с супругой Светланой Кармалитой и исполнителем главной роли Леонидом Ярмольником в итоге решили, "что название "Трудно быть богом" - лучше".

- Германа-старшего похоронят на Богословском кладбище Петербурга
- "Ленфильм" подтвердил, что фильм "Трудно быть богом" доделают без Германа
- Герман-старший: "Кинематографистов огромную часть презираю"

Он также пояснил свои резкие слова в открытом письме на "Эхе Москвы", в котором он просит некоторых своих коллег "не заниматься пиаром в газетах с фальшивыми соболезнованиями и не приходить на похороны".

"Больше всего я в жизни не любил и не люблю, когда люди знают, допустим, что человек тяжело болеет и находится при смерти много месяцев, - и ни разу не появляются с ним рядом. Не только не приезжают, но даже не звонят, не интересуются. А потом начинают давать интервью о том, как они дружили. Мне кажется, это непорядочно. Что есть какие-то вещи безусловные. И если ты врешь о человеке, то не надо рассказывать, какой он был прекрасный, после смерти - не ври о нем при жизни", - сказал сын режиссера.

При этом он отметил, что "это все мелочи". "Не мелочи то, что нам звонит огромное количество людей. И очень искренне. Очень по-человечески. И их невероятное большинство. Для нас это очень важно", - подчеркнул Герман-младший.

"Фильм можно сравнить с картинами средневековых художников, в первую очередь, Босха, по степени охвата человеческого бытия и его детализации. Можно сказать, это квинтэссенция творчества Германа, - рассказал "Голосу Америки" друг режиссера, питерский киновед и драматург Александр Поздняков. - Он хотел снимать "Трудно быть богом" еще в 60-е годы, когда роман только вышел. По понятным причинам, тогда это оказалось невозможно. Процесс съемок шел мучительно трудно, последние лет 13-14. Заканчивались средства, съемки останавливались, потом возобновлялись".

"Он чувствовал, что это его лебединая песня, и он не может ни в чем ошибиться. Он снимал по двадцать дублей, тщательно выбирал кадры, кусочки, фрагменты. Филигранная работа маленькими кистями. Я все это видел своими глазами, мне удалось заснять на пленку последний съемочный день", - рассказал Поздняков.

"Конечно, это самая трудная работа в моей жизни, - признался "Вечерней Москве" исполнитель главной роли Леонид Ярмольник. - Во-первых, не так просто понять Германа, во-вторых, так трудно соскоблить налет эстрадного артиста. Ведь главное в этой картине - ничего не играть. У всякого артиста есть свое представление о своей профессии. Могу сказать, что мое представление Алексей Юрьевич изменил. Все равно мы, артисты, изображаем, а Герман требовал абсолютного проживания. Какие-то сцены мы снимали не день, не неделю, а месяцами - репетировали и снимали, и вновь репетировали, и так бесконечно. Германа всегда что-то не устраивало, очень редко он был доволен, ночи не спал, думал: так или не так.

Алексей Юрьевич обещал завершить картину и пять лет назад, и год назад. У него все процессы занимают очень много времени. Помню, когда я озвучил свою роль за четыре приезда в Петербург, то Герман даже расстроился, мол, а что дальше делать? Потом с такой радостью мне перезвонил через три недели: "Мы не закончили" - "В смысле?" - "Я придумал фразу на финал картины". Действительно, он придумал замечательную фразу на самый финал.

Такое погружение требует особого тренинга, ведь самое сложное - многократно повторять, не теряя первого ощущения. Вот у Германа я этому научился. Хотя все давалось не просто. Мы с Алексеем Юрьевичем месяцами не разговаривали, даже дрались. Он ужасно упрямый и резкий, и я - такой же. Был период, когда мы так поссорились, что он полгода искал в России и Западной Европе артиста, внешне похожего на меня, чтобы доснять картину. К счастью, не нашел".

"Коммерсант" напоминает, что "о съемках его последнего фильма по роману Стругацких уже снята документальная лента, которая так и называется - "Трудно быть богом". "Нечеловеческий перфекционизм Германа и его суровая требовательность к коллегам стали легендарными. Рассказы о том, как он водил артистов в морг, заказывал десятки кожаных пальто образца 1953 года и заставил Леонида Ярмольника вываляться в грязи, чтобы смыть лоск благополучия, стали апокрифами. Неважно, что правда в них, что - нет, но по мощи порожденной им мифологии "священного чудовища" Герман может быть сопоставлен только с другим великим режиссером, творившим на берегах того же Балтийского моря, - Ингмаром Бергманом", - цитирует газету сайт "Заголовки.ру", собравший самые интересные цитаты из российской прессы, связанные с кончиной великого режиссера.