Арцибашев уходит с поста худрука театра имени Маяковского, но отвергает претензии актеров
Russian Look

Народный артист России Сергей Арцибашев покидает пост художественного руководителя Московского академического театра имени Маяковского, который он возглавлял с 2002 года, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на замруководителя департамента культуры столицы Андрея Порватова.

"Сергей Николаевич принял решение покинуть пост художественного руководителя театра, в первую очередь, по состоянию здоровья и с учетом ситуации, которая сложилась в театре", - заявил Порватов.

По соглашению с департаментом культуры во вторник у Арцибашева будет последний рабочий день на посту худрука Театра Маяковского, а с 23 марта будет назначен временно исполняющий обязанности руководителя театра. Представитель департамента отметил, что врио руководителя театра, вероятнее всего, назначат из действующего состава театра.

- Конфликт в "Маяковке" показал отсутствие внятной культурной политики

Он также сообщил, что в ближайшее время будет зарегистрирован новый устав театра, которым будет разделено творческое и административно-хозяйственное руководство. "Каждый будет нести свой чемодан. Художественный руководитель понесет творческий чемодан, директор - административно-хозяйственный. Как только будет зарегистрирован новый устав, будет назначен новый художественный руководитель театра и начальник по административной части", - сказал чиновник.

Он напомнил, что конфликтная ситуация в театре возникла еще несколько месяцев назад. 22 января на собрании худсовета Театра Маяковского в адрес Арцибашева прозвучали критические замечания от коллектива. "Сергей Николаевич выслушал замечания в свой адрес и взял несколько дней, чтобы все обдумать и собраться вновь. Однако он заболел, перенес операцию. Учитывая сложившуюся ситуацию, еще находясь на больничном, он вышел на работу и хотел собрать худсовет в расширенном составе с приглашением ведущих мастеров театра", - отметил Порватов.

По его словам, заседание худсовета было намечено на 24 марта, однако Арцибашев понял, что диалог не состоится, многие на худсовет не придут, и решил покинуть пост художественного руководителя.

Сам Сергей Арцибашев не принимает в свой адрес большинство претензий, высказанных группой актеров, и удивляется, почему артисты, которые требуют его отставки, обратились напрямую в департамент культуры Москвы. "Никакой срочности в этом деле нет. Мне очень странно, что дело вдруг приняло такой стремительный оборот. Тем более что мои оппоненты в письме указали неверные факты", - заявил он.

"Говорить о творческом кризисе просто нелепо, - убежден он. - Практически на всех спектаклях у нас полные залы, и видно, что сами артисты получают удовольствие от игры. Они и в открытом письме признают, что мои постановки - "Женитьба", "Карамазовы", "Мертвые души" - стали визитными карточками театра".

Напомним, ранее ведущие артисты театра, в том числе Игорь Костолевский, Евгения Симонова и Михаил Филиппов, в письменной форме попросили Арцибашева покинуть должность художественного руководителя. Одной из основных претензий артистов было совмещение Арцибашевым руководства Театром имени Маяковского и Театром на Покровке, где он является директором и главным режиссером.

Пока Арцибашев находился на больничном, стало известно, что группа артистов театра направила письмо в департамент культуры Москвы, в котором, в частности, указывалось на нездоровый моральный климат в коллективе. "Актеры среднего поколения уходят из театра, молодежь не видит своей перспективы, актеры старшего поколения внешне лояльны, боясь стать ненужными художественному руководителю, только за кулисами высказывают свое недовольство состоянием дел", - отмечалось в письме. Аналогичное послание было отправлено председателю Союза театральных деятелей России Александру Калягину.

Конфликт в "Маяковке" показал отсутствие внятной культурной политики

Известный театральный критик Марина Давыдова отметила, что актерский бунт в "Маяковке" спровоцирован "реальным, вполне себе катастрофическим положением вещей", а также "идеалистическими устремлениями главных бунтовщиков", которые не были обделены в театре ролями. При этом она подчеркивает, что этот конфликт в очередной раз показал "неотформатированность" современной театральной реальности. "Суть заключается в том, что назначения, увольнения, сроки пребывания на посту того или иного театрального "начальника" до сих пор не введены у нас в какие бы то ни было берега", - пишет Давыдова в газете "Известия".

"Любое театральное назначение в России - это чистой воды волюнтаризм. Оно может случиться по капризному настоянию конкретного представителя власти, оно решается с помощью лоббирования и "продавливаний", но оно всегда определяется какими-то внеэстетическими факторами", - отмечает критик, признавая, что иногда, по чистой случайности, назначение может быть удачным. Она приводит в пример приход Римаса Туминаса в Театр им. Вахтангова, назначение Валерия Фокина худруком "Александринки".

При этом, никто, по мнению Давыдовой, не сможет объяснить, почему, скажем, Театр им. Станиславского отдали Александру Галибину, Театр на Малой Бронной - Сергею Голомазову, а Театр им. Пушкина после смерти Романа Козака - Евгению Писареву. "Почему решение о третьем сроке в МХТ Олега Табакова сначала было под большим вопросом, а потом вдруг вопрос был снят? И уж совсем непонятно, какие небывалые творческие достижения позволяют на протяжении десятилетий сохранять свои посты Сергею Яшину в Театре Гоголя или Владимиру Андрееву в Театре им. Ермоловой", - отмечает критик.

По ее словам, складывается впечатление, что единственным основанием для такого длительного царствования является отсутствие в коллективе бунтов. И это при том, что критерий этот не только ненадежный, но порой даже вредный. "Наши труппы легко уживаются с замшелыми, бессмысленными и даже впавшими в беспросветный маразм худруками, и, напротив, приход того же Туминаса в свое время спровоцировал мини-бунт на корабле", - пишет Давыдова.

Современная театральная реальность "складывается вне какой бы то ни было культурной политики и вне традиционных социальных институтов. И теперь уже окончательно ясно, что бунт, с какими бы идеалистическими целями он ни затевался, этих институтов и этой политики заменить не может", заключает эксперт.