Известный грузинский театральный режиссер Роберт Стуруа, вот уже около года работающий в московском театре Et Cetera, не исключает возможности возвращения на родину в связи со сменой правительства Грузии, сообщил журналистам во вторник сам режиссер
Фото: Зураб Мцхветаридзе

Известный грузинский театральный режиссер Роберт Стуруа, вот уже около года работающий в московском театре Et Cetera, не исключает возможности возвращения на родину в связи со сменой правительства Грузии, сообщил журналистам во вторник сам режиссер.

"Пока еще никто не звал меня в Театр Руставели, но думаю, что эта возможность рассматривается, и, наверное, позовут, - сказал Стуруа на пресс-конференции во вторник. - Но я уже заявлял официально в газетах и на телевидении, что не хотел бы быть похожим на тех певцов, которые дают свои "последние" концерты в течение десяти лет". Режиссер добавил, что он ушел достойно - не было конфликта с актерами, его не выгоняла труппа, передает РИА "Новости".

"Но если я вернусь, то должен привнести в театр какие-то новые художественные идеи. Пока не знаю, смогу ли я это сделать. Но работать там, ставить спектакли я буду", - сказал Стуруа.

Пока же он запланировал премьеру на родине - в ноябре, одновременно с грузинскими гастролями театра Et Cetera, в котором Стуруа работает главным режиссером, пройдет премьера спектакля о Марии Каллас.

"Когда меня выгнали из театра, Иванишвили предложил мне поставить спектакль в помещении бывшего завода "Зингер". Там располагалась фабрика, которая в 90-х была закрыта, остались только стены", - сказал режиссер.

Теперь в этом здании, как сказал Стуруа, будет культурный центр.

"Иванишвили выделил на это определенную сумму, и мы создали небольшой театр на десять человек. Летом я начал там ставить американскую пьесу о Марии Каллас. Сама пьеса не очень хорошая, но мы сделали адаптацию. Я намеренно выбрал не политическую пьесу. Будут играть актеры из театра Шота Руставели, выпускники консерватории", - рассказал Стуруа.

Восстановлению былых отношений между двумя народами, по мнению режиссера, могут поспособствовать постановки российских пьес в Грузии и грузинских пьес в России, причем это может быть классика - Островский или "Ханума" Цагарели. При этом политику Стуруа считает неизбежной темой театра и искусства в целом.

"С самого начала профессиональной драматургии, с античных времен, театр занимался политикой. "Эдип", "Электра" - это все политические сюжеты, несмотря на философию и метафизику. То же можно сказать и про Шекспира, активно использовавшего исторические сюжеты, писавшего хроники. От этого никуда не деться - ведь театр разговаривает с народом. Я не могу собрать 15 тысяч зрителей и рассказывать о том, как я люблю ее, а она - меня. Надо говорить о правде жизни, а это включает политику", - говорит Стуруа.

По словам режиссера, российско-грузинский конфликт существует только на уровне политики и мало отражается на отношениях между людьми, на межкультурных связях. Теперь, с изменением политической ситуации в Грузии, по мнению Стуруа, затрудненный политикой диалог наладится очень быстро. Сам режиссер считает Россию, куда он переехал год назад, вторым домом.

"Для меня Россия - это альма-матер, потому что моим педагогом был Туманишвили, ученик Товстоногова. Через него я впитывал великую российскую театральную школу. Я всегда чувствовал себя в России как на родине", - сказал Стуруа.

По его мнению, театры по всему миру - это вообще одна страна, и там не существует национальностей.

"Россия протянула мне руку помощи, когда я оказался в затруднительном положении, у меня не было работы после ухода из театра Руставели, мне нужно было кормить семью. Я благодарен, и сейчас, когда все уверены, что я вернусь в Грузию, я не могу сразу все бросить и уехать", - сказал Стуруа.

В его масштабных российских театральных планах - постановка "Горячего сердца" Островского и "Комедии ошибок" Шекспира.

Стуруа с самого начала оппозиционно воспринял политику Саакашвили, еще в 2004 году поставив в театре политическую сатиру Лаши Бугадзе "Телохранитель и президент". По мнению режиссера, политика бывшего президента плачевно сказалась на разных сферах жизни Грузии, в том числе на культуре и истории.

"То строительство, которое он затеял, чудовищно. Он набросился на центр Тбилиси, застроил его, а ведь исторический центр нельзя трогать. Его тронешь, и он начинает разрушаться, начинает уходить то, что создавалось веками. А та архитектура, которую предпочитал он, бездарна и безвкусна", - говорит Стуруа.

Режиссер с оптимизмом смотрит на будущее страны, связывая надежды с новой культурной политикой.

"Я не знаю Гурама Одишария, кандидата на пост министра культуры, я смотрел спектакль по его пьесе в постановке Чхеидзе, а вчера мне прислали запись его беседы с молодыми людьми из мира искусства. Этот человек мне очень понравился, потому что у него нет какой-то концепции, идеологии. Он человек здравого смысла", - считает Стуруа.

Напомним, год назад в связи с конфликтом с действующим руководством и с резкой оппозиционной оценкой деятельности президента Саакашвили Роберт Стуруа был вынужден покинуть пост художественного руководителя театра имени Шота Руставели, который занимал тридцать лет. На парламентских выборах 1 октября в Грузии победила коалиция "Грузинская мечта" во главе с Бидзиной Иванишвили, получив 85 из 150 депутатских мандатов. 21 октября Парламент Грузии, в котором партия президента Михаила Саакашвили впервые за восемь лет оказалась в оппозиции, избрал нового спикера, представляющего победившую коалицию. В ближайшее время в Грузии должно быть официально утверждено новое правительство, возглавляемое Иванишвили и сформированное из числа представителей "Грузинской мечты". Как рассказал Роберт Стуруа, он ожидает предложения вернуться на родину.

Роберт Стуруа родился в Тбилиси, окончил режиссерский факультет Тбилисского театрального института. Начал работать в Тбилисском театре имени Шота Руставели в 1962 году, в 1979 году стал главным режиссером, а в 1980-м - художественным руководителем. Среди его знаменитых постановок - "Кавказский меловой круг" по Брехту, "Макбет" по Шекспиру. В московском театре Et Cetera поставил спектакли "Шейлок", "Буря" Шекспира, "Последняя запись Креппа" Беккета. Ставил также в театре "Сатирикон".