Большой театр заканчивает сезон премьерой малоизвестной оперы Чайковского
Государственный академический Большой театр России

Во вторник, 26 июля, на сцене Большого театра пройдет премьера оперы Чайковского "Чародейка" в постановке Александра Тителя, художественного руководителя музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, сообщает РИА "Новости".

Главные партии в опере, которая считается сложной для вокалистов, исполняют Елена Манистина, Мария Горелова, Светлана Касьян, Владислав Сулимский, Эдуард Мартынюк, Татьяна Ерастова, Анна Нечаева и другие.

Эта опера почти неизвестна широкой публике, ее редко ставят в театрах, а в Большом она не шла уже около полувека. Так что для нынешнего поколения зрителей "Чародейка" будет настоящим открытием, сообщает ИТАР-ТАСС, называя премьеру эпохальной.

Сюжетом для оперы послужила трагедия известного драматурга ХIХ века Ипполита Шпажинского. Основанная на древнем нижегородском предании, она рассказывает о хозяйке заезжего двора Настасье, прозванной Кумой. Никто не может устоять от ее чар. И даже местный суровый князь. О влюбленности мужа узнает супруга, а потом и сын князя - молодой княжич, который решает убить Куму. Но увидев ее, сам влюбляется до беспамятства, и чувство это оказывается взаимным. Мстить за мужа и сына берется княгиня, которая ради чести рода готова пойти даже на преступление. Отравив Настасью ядовитым питьем, она, однако, не добивается счастья. Более того, она в одночасье теряет всю свою семью: муж из ревности убивает сына-соперника, а сам лишается рассудка.

Работа над "Чародейкой" была закончена весной 1887 года. Премьера состоялась в Мариинском театре 20 октября того же года под управлением автора и имела успех. Однако в Петербурге она продержалась лишь до конца сезона и была снята с репертуара. В Большом театре ее и вовсе показали только один раз - 2 февраля 1890 года.

Вторая постановка "Чародейки" в Большом театре состоялась уже после смерти Чайковского - в 1916 году. Ее инициатором выступил дирижер Вячеслав Сук. Тот спектакль выдержал 16 представлений. И, наконец, третью и самую заметную постановку "Чародейки" Большой театр осуществил в 1958 году. Дирижером-постановщиком был тогда молодой Евгений Светланов, режиссером - маститый Леонид Баратов, а декорации создавались по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского. Спектакль прошел 49 раз и находился в репертуаре до 1965 года.

Возродить недооцененный шедевр уже в XXI веке взялась на прославленных подмостках весьма примечательная постановочная команда. Возглавил ее маэстро Александр Лазарев. Он долгие годы был связан с ГАБТом, где с 1987 по 1995 год был художественным руководителем, а ныне вернулся сюда в качестве приглашенного дирижера. И с конкретным предложением - непременно поставить "Чародейку". Эту оперу, наделенную шекспировскими страстями и потрясающую в музыкальном отношении, маэстро считает "очень благодатной для оперной труппы Большого театра".

Оформил спектакль народный художник СССР Валерий Левенталь. Он служил в Большом в течение тридцати лет (восемь из них на посту главного художника) и внес огромную лепту в создание золотого репертуарного фонда театра - как оперного, так и балетного.

Режиссер спектакля - народный артист России Александр Титель. Более 20 лет он руководит оперной труппой Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, однако сумел неоднократно потрудиться и на пользу Большого театра.

Вместе это постановочное трио собирается уже не впервые. В 1990 году Лазарев, Титель и Левенталь с успехом выпустили в Большом премьеру опять-таки не самого популярного произведения музыкальной классики - оперу "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова. Этот яркий, сказочный спектакль любила публика в Москве и одобрили зрители на Эдинбургском фестивале.

"Чародейка" стала третьей оперной премьерой в этом сезоне в ГАБТ. Первой была "Руслан и Людмила" Глинки в постановке режиссера Дмитрия Чернякова, которая была принята публикой неоднозначно, а также опера "Кавалера розы" Рихарда Штрауса, поставленная режиссером Стивеном Лоулессом и вызвавшая лестные отклики критики.