Ирина Антонова
Russian Look

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова удивлена отрицательной реакцией руководителя Эрмитажа Михаила Пиотровского на ее предложение воссоздать Музей нового западного искусства, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на заявление Антоновой на пресс-конференции в Москве.

Тему воссоздания Музея нового западного искусства, который существовал в Москве в первой половине ХХ века, Ирина Александровна подняла во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным 25 апреля. Она напомнила, что музей был создан в 1923 году двумя московскими коллекционерами - Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым, но ликвидирован в 1948 году по идеологическим соображениям. Его коллекция была распределена между другими музеями, значительная часть попала в Эрмитаж.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский настаивает на целостности музейных коллекций и считает невозможной передачу экспонатов руководимого им музея. "Каждая вещь - это часть музейного организма, и ее нельзя изымать", - считает Пиотровский. В этой связи он призвал "очень осторожно обращаться с Эрмитажем", поскольку это "энциклопедический музей, и таких в мире очень мало - всего пять или шесть".

"Я не понимаю позиции Пиотровского - он ведь не только директор Эрмитажа, он и председатель Союза музеев России, у него должен быть более широкий взгляд на то, что такое музей России. Я его понимаю, ему жалко отдавать свою коллекцию. Но решать все равно государству", - цитирует Антонову "Интерфакс".

"Удивлена реакцией Михаила. Очень хорошо к нему отношусь, но не понимаю, почему он принял такую позицию. Мы с ним много раз обсуждали эту тему. Убеждена, что музей необходимо воссоздать", - добавила она.

По мнению директора ГМИИ, этот вопрос должно решить государство, а не ГМИИ имени Пушкина или Эрмитаж. "Это проблема государственная. Если государство поймет, что этот Музей нужен стране, оно восстановит его", - заявила Антонова.

Антонова подчеркнула, что после ее обращения к президенту никакой реакции властей на ее предложение пока не последовало. "Реакции от властей пока не последовало. И сегодня вот - я была в Министерстве культуры, встречалась с министром, он на эту тему ничего не сказал", - рассказала она.

Директор ГМИИ считает восстановление Музея западноевропейского искусства государственным делом. "Государство его уничтожило - государство и должно его восстановить. Это историческая справедливость. Музеи уничтожать нельзя, как нельзя и уничтожать церкви. Но храм Христа Спасителя восстановили - это правильно. Так же надо и с музеем", - заявила Антонова.

Директор выразила удивление позицией средств массовой информации относительно этой проблемы. "Самое худшее, что могла сделать пресса и что она сделала, - это представить ситуацию как склоку между Антоновой и Пиотровским. Но было совершено государственное преступление - уничтожение музея, и я уже 15 лет говорю о том, что Музей западноевропейского искусства надо восстановить. Это не дележ, не перераспределение, это восстановление. Кстати, за эти 15 лет ни один представитель СМИ не обратил внимания на мои слова", - подчеркнула Антонова.

Она также отметила, что музейное сообщество в целом поддерживает ее идею. "Но, к сожалению, поддерживает в основном на словах. Есть разница между пассивной поддержкой и мужеством высказаться в поддержку открыто", - заявила директор ГМИИ.

Антонова пообещала отдать восстановленному музею одно из зданий ГМИИ. "Мы можем отдать здание бывшего Голицынского музея, то, где до недавнего времени располагался Институт философии РАН", - отметила директор.

Она также готова отдать в восстановленный музей те работы, что ГМИИ приобрел уже после ликвидации Музея западноевропейского искусства. "Помимо уже имеющихся работ, туда же надо поместить и те работы, что за все эти годы наш музей успел приобрести", - предложила Антонова.

Она рассказала, что у нее есть новая концепция развития этого музея. "Я вижу новую концепцию развития этого музея. Как центр Помпиду, как музей современного искусства Нью-Йорка, он должен развиваться за счет работ той страны, в которой находится. Мы много чем можем пополнить музей - у нас есть Родченко, Тышлер, художники-семидесятники, шестидесятники", - сказала Антонова.

1-й Музей новой западной живописи был открыт в 1918 году в Москве, в Большом Знаменском переулке и представлял собой собрание произведений западноевропейской (преимущественно французской) живописи и скульптуры начиная с 60-х годов XIX века. В коллекцию вошли работы таких художников, как Эдуар Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Винсент ван Гог, Поль Гоген, Камиль Писарро, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Сезанн, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Огюст Роден. В его основе лежала коллекция мецената Сергея Щукина. 2-й Музей новой западной живописи был открыт в 1919 году и расположился по адресу улица Пречистенка, 21. В его основе лежала коллекция мецената Ивана Морозова.

В 1923-м оба музея были объединены, получив общее название Музей нового западного искусства, который в 1925 году превратился в филиал Музея изящных искусств. В 1948 году Государственный музей нового западного искусства был ликвидирован, а его экспонаты поделены между Пушкинским музеем и Эрмитажем.