В Москве открылась выставка знаменитого петроградского художника-авангардиста начала прошлого века Льва Бруни
Итоги
 
 
 
Портрет Осипа Мандельштама
Репродукция из книги
 
 
 
Портрет Нины Бальмонт
Репродукция из книги
 
 
 
Пейзаж "Судак. Вид из дома"
Репродукция из книги

В Москве открылась выставка знаменитого петроградского художника-авангардиста начала прошлого века Льва Бруни. Накануне в рамках выставки, которая проходит в так называемом "Домике Чехова", состоялась презентация новой книги о живописце - "Жизнеописание художника Льва Бруни".

В книге искусствоведа Андрея Сарабьянова, изданной специально к 115-летию со дня рождения Льва Бруни, содержится около 500 цветных репродукций и фотографий. А рассказ о творческом пути художника основан на документальных материалах из семейного архива Бруни, а также из отдела рукописей Третьяковки и старейших российских архивов и библиотек, отмечается в пресс-релизе.

В России Лев Бруни был известен не только как виртуоз акварельной живописи, но и как неутомимый изобретатель, а также как хозяин легендарной "Квартиры № 5" – литературно-художественного кружка, который посещали художники Татлин и Шагал, поэты Мандельштам, Бальмонт и Маяковский, композитор Лурье и др.

Кроме того, он выступал участником таких полярных выставочных программ, как "Магазин" Татлина и "Маковец". Однако при всем своем авангардизме, график и архитектор Бруни был наследником классических традиций – в его семье было несколько нескольких поколений акварелистов Соколовых и художников и архитекторов Бруни. За соединение столь противоречивых качеств историк искусства Александр Бенуа назвал Бруни "академическим футуристом".

На примере его биографии можно проследить почти все переломные этапы развития русского искусства прошлого столетия. Сначала – академии, сперва петербургская, потом парижская. Затем – увлечение "прелестями маньеризма", столь естественное в период Серебряного века. Кроме того, художник с удовольствием занимается радикальными поисками в области кубизма, экспериментирует с формой и фактурой.

От революции он уезжает в Сибирь, где, находясь "под Колчаком", открыто высказывает свои антибольшевистские взгляды. А потом смело возвращается в Петроград и даже некоторое время работает в Отделе ИЗО Наркомпроса.

В начале 1920-х Лев Бруни с семьей по приглашению Фаворского переехал в Москву, где возглавил сначала графическую, а позже монументальную мастерскую ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, которая воспитала яркую плеяду учеников.

Как отмечают критики, Бруни умел проникнуть в самую суть вещей, и поэтому круг его сюжетов: детство, материнство, морские пейзажи, природа - это круг вечных бытийных тем, лишенных пафоса, но исполненных достоинства и гармонии. При этом не стоит сводить его творчество к тихой "семейственности", так как новаторство и экспериментальность, присущие самому темпераменту мастера, проявлялись даже в его черновых набросках. Так, Бруни был один из немногих художников, свободно использующих "опасную" красную краску, не боясь ее цветовой активностью нарушить композиционный баланс или внести неточность в рисунок.