Снижение суверенного рейтинга - оценка не столько кредитоспособности, сколько действий властей в период кризиса
NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Международное рейтинговое агентство Fitch стало вторым из трех ведущих агентств, снизивших суверенный рейтинг России по долгосрочным заимствованиям в иностранной валюте. В начале декабря рейтинг России снизило агентство Standard & Poor's.

Рейтинговым агентствам в нынешних обстоятельствах не позавидуешь. С одной стороны, нужно очень сильно напрячься, чтобы представить себе ситуацию, при которой Россия объявит дефолт по внешнему долгу. Собственно, эксперты агентств это сами и признают.

Так, в заявлении, сопровождавшем решение Fitch, прямо написано: "На конец 2008 года общий госдолг составлял менее 10% ВВП (в то время как медианный показатель для стран с рейтингом в категории "BBB" равняется 28%), а суверенные фонды благосостояния имели около 225 млрд долл. Несмотря на недавнее существенное снижение, золотовалютные резервы России все еще остаются третьими крупнейшими в мире, и страна продолжает быть внешним нетто-кредитором".

С другой, никак не отреагировать на антикризисные "подвиги" российских властей тоже невозможно. Отказавшись от стабильного рубля в ноябре прошлого года, когда давление на рубль фактически прекратилось, ЦБ спровоцировал мощную волну оттока капитала, позволившую банкам неплохо заработать, Минфину получить дополнительный триллион на курсовой разнице, но стоившую Банку России десятков миллиардов долларов резервов.

Но главное в том, что девальвация, на которую решились российские власти после многочисленных заявлений о твердом намерении гарантировать стабильность рубля, подорвала доверие как со стороны банков, так и со стороны населения. Теперь предстоит начинать все заново, и для того, чтобы удержать курс в заявленных рамках, придется приложить немало усилий, а возможно, и потратить еще десятки миллиардов долларов. Собственно, об этом и говорится в заявлении Fitch: "отток капитала может продолжиться, если власти будут проводить непоследовательную макроэкономическую политику или в случае недостатка доверия к финансовым перспективам и институтам страны".

И ладно бы эффект от девальвации был однозначно положительным. Пока, по крайней мере, единственное достижение правительства заключается в том, что в России разгоняется инфляция из-за роста цен на импортные товары, причем глава Сбербанка Герман Греф прогнозирует уже не "правительственные" 13% по результатам года, а все 20-30%.

Впрочем, даже девальвация рубля могла в конечном итоге способствовать смягчению последствий кризиса для российской экономики, если бы она была предварительно продуманным шагом и проводилась с использованием компенсационных механизмов, например, для компаний и граждан, бравших валютные кредиты и несущих огромные потери. Но и тут правительство, мягко говоря, село в лужу. Полученные от государства на рефинансирование внешних долгов компаний 50 миллиардов долларов ВЭБ стал предлагать на таких грабительских условиях, что воспользоваться этой "помощью" государства решились лишь те, кто в противном случае рисковал тем, что его имущество будет пущено с молотка - бизнесмены вроде Олега Дерипаски. В итоге программа рефинансирования с треском провалилась, и ее решено было прикрыть.

Проблема российских властей заключается в том, что они так и не выработали единой концепции вывода страны из кризиса. Поэтому меры, которые принимаются ЦБ или правительством, чрезвычайно неэффективны, а нередко и вовсе противоречат заявленным целям. Все это лишает правительство жалких остатков доверия и вызывает серьезные сомнения в его дееспособности.

Доведи власти до конца хотя бы одно их дел, за которые принимались с прошлой осени, - поддержку рубля, рефинансирование валютных кредитов частного сектора, поддержку фондового рынка, преодоление кредитного кризиса, рост финансирования социальных программ и инфраструктурных проектов для поддержания внутреннего спроса - шансов на восстановление экономики за счет внутренних ресурсов (или накопленных резервов) было бы больше.

Пока же "концепция" меняется едва ли не чаще, чем раз в месяц, а власти хватаются то за одно, то за другое, ожидать положительных сдвигов сложно. Остается только сидеть и молиться на то, что ОПЕК поднимет цены на нефть, и правительство сможет погрузиться в то бездумно-расслабленное состояние, в котором пребывало до прошлого лета.