Заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, 30 марта 2011 года
Президент России

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Из всех десяти президентских пунктов, посвященных улучшению инвестиционного климата и обнародованных Дмитрием Медведевым на совещании в Магнитогорске, наибольший ажиотаж, как и следовало ожидать, вызвал тот, который посвящен замене вице-премьеров, министров и членов администрации президента в советах директоров крупных госкомпаний.

С тех пор прошло заседание правительства, на котором премьер Путин, как того требует субординация, обсудил с министрами инициативы президента, однако именно тезис о запрете высокопоставленным членам правительства входить в советы директоров госкомпаний оставил без комментариев. Зато довольно развернутые комментарии дали по этому вопросу первый вице-премьер Игорь Шувалов и помощник президента Аркадий Дворкович.

От них мы узнали, что до 1 июля текущего года в 17 компаниях с госучастием заместители главы правительства и федеральные министры, координирующие государственное регулирование в соответствующих сферах деятельности, должны быть заменены на независимых директоров.

Прозвучали и конкретные фамилии тех, кто пойдет "на отчисление": министр финансов Алексей Кудрин, первый вице-премьер Виктор Зубков, вице-премьер Игорь Сечин, министр обороны Анатолий Сердюков, министр энергетики Сергей Шматко, министр транспорта Игорь Левитин, министр сельского хозяйства Елена Скрынник, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.

Этим дело не ограничится, и до 1 октября в госкомпаниях не должно остаться уже ни одного руководителя правительства, главы министерства и члена руководства администрации президента. Мало того: государство готово рассмотреть вопрос об оплате деятельности независимых директоров, посаженных вместо "отчисленных" чиновников. Оплата предполагается за счет средств, которые выделяются для управления государственным имуществом.

Вокруг чего весь сыр-бор? С точки зрения президента Медведева и тех, кто готовил для него этот вопрос, изгнание чиновников из руководства госкомпаний продемонстрирует иностранным бизнесменам, что Россия открыта для зарубежных инвестиций и работает над улучшением делового климата. На самом деле этот жест скорее можно назвать символическим, нежели меняющим что-то по существу.

То, что в советах директоров не должно быть госчиновников, - это, в общем-то азбучная истина корпоративного управления. Просто в России она все время игнорировалась под какими-то предлогами. Чаще всего звучал тезис о том, что якобы госчиновники в советах директоров выступали гарантами того, что госактивы не будут разбазарены. На самом деле создавались вполне коррупционные связки, когда заинтересованность тех или иных высоких госчиновников в деятельности той или иной компании можно было особо и не камуфлировать.

Однако разве тот факт, что они в течение нескольких месяцев чисто формально покинут насиженные места в советах директоров, что-то изменит в сложившейся доминирующей роли государства в экономике? На сегодняшний день крайне трудно представить себе, что уход, положим, Игоря Сечина с поста председателя совета директоров "Роснефти" освободит нынешний состав топ-менеджеров этой нефтяной компании от необходимости бегать в кабинет того же Сечина в Доме правительства за ценными указаниями. То же самое касается и других профильных министров и вице-премьеров: они останутся кураторами ключевых компаний, даже освободив кресла в советах директоров. Да и сами советы директоров вовсе не обязательно останутся без "государева ока". Как пояснили те же Шувалов с Дворковичем, там вполне могут остаться чиновники на уровне замминистра или начальника департамента.

Их авторитет может оказаться не столь весом, как у первых лиц отрасли, но уж в курсе основных событий они будут стопроцентно. Да и "независисмые" директора, которые призваны заменить нынешних госчиновников, при ближайшем рассмотрении могут оказаться не столь уж и независимыми, коли зарплату им будет обеспечивать государство.

Надо полагать, ничего не изменится и в отношениях иностранных инвесторов с нашими госкомпаниями. Вероятно, так же, как и сейчас, одобрение на какие-то крупные сделки им придется искать не в кабинетах топ-менеджеров этих самых госкомпаний, а в соответствующих кабинетах Дома правительства, включая самый главный.

Но вряд ли то, что очевидно для наблюдателей и иностранных инвесторов, является тайной для президента Медведева и его помощников. Тем не менее, они свою инициативу обнародовали, растревожив административное болото. Возникает вопрос: во имя чего, коль скоро истинного улучшения ситуации не предвидится?

Тут есть два варианта ответа. Первый - политико-конспирологический, к которому, признаюсь честно, у автора этих строк душа не лежит. Суть его сводится к тому, что в свете подковерного противостояния за президентский пост между Медведевым и Путиным первый сделал "сильный ход", чтобы ослабить команду второго и выдернуть из-под его контроля некоторые финансовые потоки. Но, как уже было сказано выше, ход представляется не таким уж и сильным, а отлучение чиновников от "хлебных мест" не столь уж и фатальным.

Поэтому гораздо более правдоподобным видится второй вариант - власть произвела очередное сотрясение воздуха по принципу: главное прокукарекать - а там хоть и не рассветай. Прокукарекали - теперь госчиновники свои посты в госкомпаниях оставят. Инвестиционный климат же останется ровно таким же, какой он есть и сейчас.