ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":
Первый в новом году экономический подарок россиянам сделали не правительство, не президент и не Госдума, а скандально известный Сергей Мавроди. Он дал в интернете старт своему новому финансовому проекту МММ-2011. Предприимчивый автор не очень-то и скрывает, что речь идет о новой пирамиде, хотя само это слово, естественно, в отношении своего детища не употребляет.
Мавроди вообще на редкость откровенен. Отсидев 4,5 года за мошенничество (на свободу он вышел в мае 2007-го), теперь он спокойно заявляет, что его долг по гражданским искам до сих пор составляет около миллиарда рублей, за границу выезжать ему запрещено и никаких операций с ценными бумагами осуществлять он не имеет право.
Но при этом он собирается все также собирать деньги с населения и выдавать взамен билеты - разве что теперь, в эпоху интернета, все вклады и переводы планируется осуществлять в системе электронных денег, а выдаваемые взамен гражданам билеты будут виртуальными. Но главное их свойство, естественно, останется неизменным: "мавродики" 21 века будут приносить их обладателям баснословные барыши. "Они будут расти в цене на 20% ежемесячно для обычных граждан и 30% для инвалидов и пенсионеров", - утверждает Мавроди, который аккуратно называет доход по билетам "выигрышем".
Откуда будут браться эти финансовые выигрыши? Оттуда же, откуда они берутся в любой пирамиде - из средств других участников. По законам финансовой пирамиды вкладчики МММ-2011 будут образовывать "десятки", те в свою очередь "сотни" и "тысячи". Когда кто-то захочет получить доход, средства будут забираться у других вкладчиков, а в случае их отказа платить доход другим, они будут "изгоняться навеки вечные", как выражается Мавроди. Свою новую систему он называет "неуничтожаемой" и абсолютно законной, и надеется поставить под ее знамена вкладчиков со всего мира.
Сложно судить, насколько массовым получится новое детище "заслуженного пирамидостроителя России", но то, что очень многие клюнут на эту удочку, сомневаться не приходится. В обществе всегда есть определенный процент людей, у которых любовь к "халяве" (термин из подзабытой ныне рекламы МММ 90-х) перевешивает инстинкт самосохранения.
С другой стороны, по сравнению с временами расцвета первой пирамиды Мавроди, сейчас в обществе гораздо больше людей, разбирающихся в финансах, но при этом предельно циничных. Они вступят в проект Мавроди не потому, что не понимают его пирамидальной сути, а потому что будут надеяться оказаться в числе выигравших, а не проигравших. В конце концов тот старый МММ, прежде чем лопнуть, в течение нескольких месяцев многим людям платил баснословные проценты - таков закон "раскрутки" пирамиды.
Конечно, в связи с появлением МММ-2011 можно выразить свое возмущение в адрес Мавроди - как ему не совестно снова втягивать людей в аферу, в результате которой многие лишатся своих сбережений.
Но с другой стороны, Мавроди последовательно делает то, что у него получается лучше всего. Можно и будущим вкладчикам напомнить, что в результате деятельности той старой МММ пострадало, по самым скромным оценкам, 10-15 млн человек. И добавить какую-нибудь банальность, вроде "бесплатный сыр бывает только в мышеловке".
Однако в связи со всей этой историей возникает по крайней мере еще два соображения, которыми хочется поделиться. Первое: в начале 90-х власти не смогли остановить деятельность расплодившихся как грибы после дождя пирамид, хотя мошеннический характер такой деятельности был очевиден всем специалистам. Это обернулось колоссальными потерями для граждан и подозрениями в том, что власти таким изощренным способом боролись с бушевавшей тогда гиперинфляцией - изымая у людей "избыточную" денежную массу. Задержали Мавроди уже много лет спустя и после того как люди лишились своих денег.
Но тогда еще все можно было списать на детский возраст нашего рынка и, соответственно, несовершенство финансового законодательства. А сейчас-то что: неужели 17 лет прошли впустую? Да, грозят принять какие-то меры глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко и финансовый омбудсмен Павел Медведев. Но никаких конкретных нарушений закона пирамидостроителю инкриминировать они пока не могут. Все разговоры сводятся к тому, что ведомства начали кивать друг на друга. Ну а наш вкладчик, получается, по-прежнему не защищен от афер и махинаций на финансовом рынке.
Второе: давно замечено, что финансовые пирамиды появляются и получают широкое распространение в смутные времена для той или иной страны - когда люди не уверены в себе и своем будущем. И эта неуверенность касается не только финансов, но и прочих сторон жизни - социальной, политической и т.п. Видимо, как раз такое смутное время (каждый волен вкладывать в это определение собственный смысл) и переживает сейчас наша страна, раз Сергей Мавроди решил, что пора.
И это уже звучит как диагноз для нашего общества. Пусть и поставил его доктор с весьма специфической репутацией.