В минувшие выходные Dagong Global Credit Rating Co из КНР опубликовала суверенные кредитные рейтинги ведущих стран
Первый канал

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

В минувшие выходные Dagong Global Credit Rating Co из КНР опубликовала суверенные кредитные рейтинги ведущих стран. Возможно, это станет началом конца безоговорочного доминирования американских рейтинговых агентств и всей глобальной финансовой системы, основанной на долларе.

Публикация рейтингов Dagong примечательна тем, что китайское агентство стало первой компанией за пределами США, решившейся официально оценить способность иностранных правительств обслуживать обязательства перед своими кредиторами. А особую пикантность ситуации придало то, что, по версии Dagong, держатели американских суверенных долгов рискуют нарваться на дефолт больше, чем владельцы облигаций правительства КНР.

По сути это означает появление первого реального конкурента Moody’s, Fitch и S&P, которые на протяжении последних десятилетий занимают монопольное положение в этом сегменте рынка финансовых услуг, что может иметь серьезные последствия для всей глобальной финансовой системы.

Не секрет, что претензий к большой американской тройке у мирового сообщества в последнее время накопилось немало. Первая и, наверно, главная - агентства не смогли или не захотели объективно оценить риски, содержавшиеся в комплексных деривативах, выпускавшихся инвестбанками под обеспечение американскими ипотечными долгами, присваивая им, как выяснилось постфактум, неоправданно завышенные рейтинги.

Обвал в этом сегменте рынка, ставший отправной точкой нынешнего глобального кризиса, принес многомиллиардные убытки инвесторам, до этого охотно скупавшим эти высокодоходные и, как уверяли агентства, высоконадежные инструменты, и самим банкам, на балансах которых в итоге оказались тонны ничего больше не стоящей бумаги с рейтингами ААА. В свою очередь беспрецедентная помощь тонущей банковской системе со стороны правительств перевела мировой долговой кризис в новую, более опасную стадию, когда реальная угроза банкротства нависла уже не над отдельными банками или компаниями, а над целыми государствами, начиная с ОАЭ, Греции и далее по списку.

Действия американских кредитных агентств в разгар греческого долгового кризиса дали новый повод для критики в их адрес. В частности, недоумение в Европе вызвало неожиданное решение S&P (а далее и Fitch и Moody’s) весной этого года резко понизить долгосрочный кредитный рейтинг Греции до "мусорного" уровня – в тот самый момент, когда ЕЦБ и МВФ активно работали над планом выделения Афинам помощи в 110 млрд евро.

Тогда это спровоцировало массовые распродажи на европейских фондовых рынках и резкое падение евро. Агентства тогда обвинили в том, что они необъективны и сами способствуют разжиганию кризиса, а эксцентричный премьер-министр Италии Сильвио Берлускони так и вовсе заявил о том, что ослабление единой европейской валюты - главная цель американской тройки. Тогда же усилились призывы к созданию независимого рейтингового агентства Европы, которое бы покончило с олигополией американской большой тройки, как сказал об этом в начале этой недели глава ЕЦБ Жан-Клод Трише.

К слову, сторонников "теории заговора", теперь уже все меньше сомневающихся в том, что Moody’s, Fitch и S&P действуют в единой связке с Минфином и крупнейшими инвестбанками США, кровно заинтересованными в сохранении доллара в качестве главной резервной валюты и своего доминирующего положения в мировых финансах, сегодня как никогда много. В подкрепление своей позиции они, например, призывают вспомнить о роли Goldman Sachs, еще недавно при прямом попустительстве агентств так славно и прибыльно торговавшего ипотечной бумагой, в финансовых делах правительства Греции.

Так, в 2002 году этот банк помог разработать для него сложные деривативы, что помогло Афинам скрыть свое истинное финансовое состояние от европейских властей накануне вступления страны в зону евро. И хотя в прошлом году все эти факты со скандалом выплыли на поверхность, это не помешало греческому премьеру Георгиосу Папандреу назначить Goldman главным финансовым консультантом его правительства.

Очевидно, что Китай, который также немало пострадал от последствий мирового финансового кризиса, а в последнее время предпринимает титанические усилия по продвижению юаня в качестве новой мировой валюты, также заинтересован в появлении альтернативы большой американской тройке и продвижении собственных интересов в глобальных финансах. Конечно, новоиспеченному китайскому Moody’s предстоит немало потрудиться, чтобы завоевать к себе доверие со стороны глобальных игроков и приобрести хотя бы долю ее влияния.

Однако, учитывая мощь и постоянно растущую роль КНР в мировой экономике, это вполне возможно. К тому же это всего лишь первый шаг, с которого, как известно любому китайцу, начинается путь даже в тысячу ли.