В минувшие выходные, находясь с визитом в Гонконге, Дмитрий Медведев высказал надежду на то, что первая половина пути по созданию международного финансового центра в Москве пройдена
Пресс-служба Президента России

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

В минувшие выходные, находясь с визитом в Гонконге, Дмитрий Медведев высказал надежду на то, что первая половина пути по созданию международного финансового центра в Москве пройдена.

"Мы пока находимся на организационной стадии создания Международного финансового центра, принимаем законы, стремимся улучшить инвестиционный климат, создать инфраструктуру. Надеюсь, мы уже на полпути к достижению результата, что тоже очень важно", - заявил глава государства.

Признаться, при этих словах президента в мозгу сразу же завертелось шекспировское нетленное: "Светает. Как быстро ночь минула". И вправду сказать, всего-то каких-то два года назад было объявлено об амбициозной идее превращения Москвы в новый Лондон, Нью-Йорк или, на худой конец, Гонконг, как вот уж полдороги осталось позади.

Не будем лукавить: с самого начала дорога эта казалась неблизкой не только многочисленным критикам этой идеи, но даже ее апологетам - и сегодня, то есть на полпути к намеченной цели, Москва прочно занимает место в нижней части большинства рейтингов мировых финансовых центров.

Например, в списке, опубликованном в конце марта британской аналитической компанией ZYen Group, российская столица получила лишь 68 место. Причем, примечательно, следом за Москвой, на 69 строке, разместился Санкт-Петербург, который, вроде бы, движение в известном направлении даже и не начинал.

И все же, абстрагировавшись от измерения пройденного расстояния, надо признать, в последнее время на этом пути правительство если не сделало, то уж точно обозначило несколько важных шагов. Речь идет, прежде всего, о тех самых административно-организационных мерах, направленных на развитие финансовой инфраструктуры и законодательства, без которых появление жизнеспособного МФЦ на московских холмах не представляется возможным.

В частности, в начале марта президент Медведев подписал указ о присоединении Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам, на базе которых будет создан единый финансовый мегарегулятор.

Работу новой федеральной финансовой службе по надзору и регулирования призваны облегчить несколько законодательных новаций, включая принятые недавно закон об инсайдерской информации. Также, сравнительно недавно запущен процесс объединения ММВБ и РТС - соответствующее соглашение объединении должно быть подписано 27 апреля, а завершится этот процесс, как сообщил на прошлой неделе президент ММВБ Рубен Аганбегян, появится не позднее 2013 года.

Помимо расширения набора сервисов и финансовых инструментов, количество эмитентов на новой торговой площадке, также, скорее всего, возрастет благодаря объявленной государством масштабной программе приватизации, стартовавшей этой весной с продажи 10% ВТБ.

Также правительство намерено добиться повышения прозрачности и привлекательности российских эмитентов для инвесторов, для чего будет настаивать на их, эмитентов, переходе на международные стандарты бухгалтерского учета. В частности, в середине марта на конференции Ассоциации региональных банков глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что публичные российские предприятия могут обязать отчитываться по МСФО уже с 1 января 2012 года.

Наконец, никак не обойти стороной недавнее назначение нового мэра столицы, который, хотя и назвал проект московского Сити градостроительной ошибкой, твердо намерен сделать из Москвы удобное, комфортное и безопасное место жительства. А значит, башня Федерация, где, несомненно, пожелают расположить свои штаб-квартиры ведущие мировые и отечественные финансовые институты, будет достроена, а печально известная транспортная проблема - будет решаться.

Тем временем, по возвращении из Гонконга президент Медведев, отправляясь в свою резиденцию из "Шереметьево", вынужден милосердно воспользоваться вертолетом, чтобы не провоцировать транспортного коллапса на дороге к главному столичному воздушному порту.

Уже из одного этого примера, думается, очевидно, что, несмотря на достигнутые успехи, вторая половина пути к московскому МФЦ, даже если бы это и противоречило аксиомам элементарной алгебры, может оказаться длиннее и точно много труднее первой. Ведь написать хороший закон об инсайде еще не значит действительно поставить всех участников рынков в равноправные условия. Равно как сменить столичного мэра много проще, чем избавить город от пробок. Тем не менее, движение по этому пути, даже несмотря на некоторую иллюзорность заявленной цели, стоит. В конце концов, под каким лозунгом стране будут принимать нормальные законы, строить хорошие дороги, привлекать инвестиции, диверсифицировать экономику и стимулировать создание новых высокооплачиваемых рабочих мест - не так уж и важно.