Официальные данные по инфляции, представляемые Росстатом с момента "инфляционного шока", накрывшего Россию в августе 2007 года, в еженедельном режиме, довольно красноречиво демонстрируют, что весной рост цен в стране серьезно замедлился
Фото NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

В последнее время все больше экспертов и чиновников начинают демонстрировать оптимизм. Один из главных экономических индикаторов - инфляция - демонстрирует очевидные признаки улучшения. Цены в апреле и мае росли гораздо более низкими темпами, и чем в начале года, и чем годом ранее. Однако если в начале года в России инфляция была вызвана, в основном, девальвацией рубля, то во второй половине года страну может накрыть общемировая волна.

Официальные данные по инфляции, представляемые Росстатом с момента "инфляционного шока", накрывшего Россию в августе 2007 года, в еженедельном режиме, довольно красноречиво демонстрируют, что весной рост цен в стране серьезно замедлился. Причем не только по сравнению с началом года, но и по сравнению с прошлогодними показателями.

Представители Банка России и правительства поспешили сделать вывод о том, что одной проблемой в российской экономике стало меньше, и можно сконцентрироваться на решении остальных задач.

Справедливости ради следует отметить, что повод для оптимизма действительно есть. При тех темпах и масштабах девальвации рубля, которые наблюдались в конце прошлого - начале этого года, многие ждали гораздо более существенного скачка цен на импортные товары. А импорт должен был потянуть за собой все остальное.

Избежать этого сценария помогло несколько факторов. Прежде всего - балансирование на грани дефляции в странах, где Россия традиционно отоваривается тем, чего в стране не хватает. Не случайно продовольствие в России за первые 4 месяца года дорожало почти в десять раз быстрее, чем в странах Евросоюза.

Отчасти нивелировалось влияние девальвации на рост потребительских цен и теми факторами, которые привели к дефляции или нулевой инфляции в развитых странах - снижение потребления из-за роста безработицы и резкого падения доходов населения, сокращения импорта и отказа от более дорогих и качественных (или "престижных") товаров в пользу более дешевых аналогов.

Наконец, нельзя не вспомнить и о остром дефиците ликвидности в России начала года, который практически сделал невозможным потребление в кредит для многих российских граждан, успевших привыкнуть к "жизни взаймы", а также вылился в резкий рост задолженности по зарплате, сумма которой, согласно официальным данным, увеличивалась вплоть до начала апреля.

Некоторая финансовая стабилизация, которая началась в России через некоторое время после завершения девальвации рубля не привела к инфляционному скачку, которого можно было бы ожидать из-за начала удовлетворения отложенного спроса, еще и потому, что излишки денег эффективно абсорбируются бурно растущим фондовым рынком.

Проблема в том, что во второй половине года в России может совпасть сразу несколько проинфляционных факторов, влияние которых похоронит надежду не только на однозначную (менее 10%) цифру инфляции, но и на достижение официального ориентира на уровне 13%.

Прежде всего, большинство аналитиков сходятся во мнении, что дефляционный период в развитых странах подходит к концу. Избыток денег - прежде всего, долларов - уже привел привел к росту цен на сырье. Для России это означает надежду на более быстрое, чем прогнозировалось, восстановление экономики. Однако наряду с ростом цен на нефть все последние месяцы наблюдался и рост товарных запасов, что может сделать дальнейшее повышение котировок не столь впечатляющим.

Зато цены на зерно, которые до весны серьезно отставали от цен на энергоносители, в мае начали наверстывать упущенное. Дополнительным стимулом стала информация о том, что Аргентина - один из крупнейших экспортеров зерна - может в этом году перестать продавать зерно на экспорт. Стоит напомнить, что именно взлет цен на зерно в 2007 году назывался в качестве одной из основных причин скачка потребительской инфляции в России.

Кроме того, если на российском фондовом рынке начнется коррекция, это может привести к дополнительному выплеску денег в экономику. Причем опасения относительно перспектив доллара могут направить эти деньги не на валютный рынок - как это обычно бывает, а на рынок недвижимости и товаров длительного пользования.

Кроме того, не совсем понятно, как будет действовать Банк России в условиях роста "внешней инфляции". До кризиса одним из главных инструментов борьбы с инфляцией было управляемое укрепление рубля, которое было очевидно недостаточным, судя по тому, что в целевые показатели по инфляции российская экономика уложилась только однажды - в 2006 году. Сейчас Банк России также сдерживает укрепление рубля, вызванное ростом мировых цен на нефть.

Таким образом, делать вывод о том, что инфляцию в России удалось победить, несколько преждевременно. Более того, с той политикой, которую проводят российские власти, побеждена она будет только в случае чрезвычайно неблагоприятного развития событий - очередного обвала цен на нефть, роста безработицы и падения доходов населения, либо масштабного банковского кризиса. Если всего этого удастся избежать, лучше готовиться к тому, что цены в этом году вырастут гораздо сильнее, чем заложено в официальном прогнозе.