На Украине школьника, осужденного за преступления "пологовского маньяка" из МВД, два года держали за решеткой как невиновного
svpressa.ru

Украинские власти выпустили на свободу молодого человека, который в подростковом возрасте был невинно осужден за преступления серийного насильника и убийцы. Даже после того, как настоящий маньяк был схвачен и отправился за решетку, украинская Фемида несколько лет держала юношу в колонии. Теперь потерпевший и его родственники безуспешно пытаются добиться компенсации за неправедный суд и сфабрикованное уголовное дело.

Сейчас Якову Поповичу исполнилось 22 года, а на свободе он провел только месяц, пишет "Украина криминальная" со ссылкой на "Свободную прессу". В 14-летнем возрасте его приговорили к 15 годам заключения за изнасилование и убийство малолетней племянницы. Как впоследствии оказалось, к этому преступлению причастен бывший следователь милиции Сергей Ткач, получивший прозвище "пологовский маньяк".

Уголовное дело о преступлениях "пологовского монстра" считается самым большим позором украинского правосудия. Сексуальный маньяк Сергей Ткач из запорожского города Пологи побил все национальные рекорды по количеству жертв. На допросах он признался в убийстве ста человек, претендуя на третью строчку в списке самых страшных маньяков в мировой истории. Больше жизней загубил только Педро Алонсо Лопес, убивший с 1973 по 1980 год 300 девочек в Эквадоре, Перу и Колумбии, а также Бернгард Приган - этот преступник с 1948 по 1952 год задушил, а потом изнасиловал 147 женщин. Правда, на суде следователям удалось доказать вину своего бывшего коллеги лишь по 29 эпизодам с убийствами и изнасилованиями девочек и женщин в возрасте от шести до восемнадцати лет.

Но самым шокирующим обстоятельством стало то, что почти по каждому из доказанных эпизодов "дела Ткача" преступник уже находился за решеткой. Как оказалось, в Запорожской и Днепропетровской областях милиционеры попросту выбивали признательные показания и сажали на долгие сроки невиновных. Причем часто следователи вообще не утруждали себя поисками подозреваемых, а хватали первых попавшихся, то есть родственников убитых. Так, Владимир Светличный из Павлограда был обвинен в убийстве и изнасиловании собственной девятилетней дочери. Он не дождался судебного позора и повесился в камере Днепропетровского СИЗО.

А больше десятка безвинно приговоренных полностью отсидели положенное наказание за преступление Ткача. Например, Игорь Рыжков был осужден в 1997 году и вышел на свободу через 10 лет. Когда ему выносили срок, на Украине еще не была отменена смертная казнь. От расстрела Рыжкова спасли адвокаты.

К моменту вынесения приговора самому Ткачу на свободу вышли еще двое невинно осужденных, а шестеро продолжали отбывать наказание за "пологовского маньяка". Одним из них, и самым юным, был как раз Яков Попович.

"Конвейер ментовской мясорубки"

Как следует из материалов уголовного дела, жительница Полог Яна Попович исчезла 23 сентября 2002 года. На следующее утро труп зверски изнасилованной девочки нашли в камышах.

Восьмиклассника Якова милиционеры забрали прямо с урока английского языка. Из него сразу стали выбивать показания, обвиняя в убийстве родственницы. Основанием для ареста послужили показания школьного учителя. Тот сообщил, что именно Яша предложил поискать племянницу в речных камышах у моста, где еще не велись поиски. Логика у оперативников простая - раз подросток указал, где искать, значит, сам туда и спрятал.

Мать Якова Галина Попович говорит, что милиционерам быстро удалось запугать сына, угрожая расправиться с его родственниками. "Нет, моего сыночка даже не били. Двое суток Яше не давали спать, угрожали побоями, пускали в лицо сигаретный дым, наводили пистолет, - рассказывает мать. - Он держался, но когда милиционеры пригрозили, что если не признается в убийстве, они расправятся с родителями - Яша испугался и под диктовку написал явку с повинной".

Яков был не из пугливых, и угрозы в его адрес вряд ли могли подействовать. Поэтому стражи порядка и заявили, что изобьют мать, или ногами запинают отца, в прошлом военного летчика. "Парень не сомневался, что так оно и будет. Репутация ментовской мясорубки не давала повода для сомнений", - пишет издание.

Отец был для Якова авторитетом. Он и сам мечтал стать военным летчиком. Но из-за страха за родителей был признан виновным в зверском убийстве маленькой племянницы и отправлен в колонию на полтора десятка лет.

На процессе Яков пытался оправдываться и говорил, что очень любил племянницу и не убивал ее. Однако судьи и народные заседатели Апелляционного суда Запорожской области даже слушать не стали "выдумки пацана" об угрозах со стороны оперативников.

Когда Верховный суд Украины утвердил приговор, семья Поповичей была вынуждена бежать из Полог, поскольку в тихом городке в приазовской степи началась настоящая травля. Родственники других девочек, убитых схожим образом, хотели мстить за свое отчаяние и страх. Их не останавливало даже то, что родственники предполагаемого маньяка и сами потеряли близкого человека - Яну Попович.

Семья Якова бежала на запад, в далекую лесную Житомирщину. А ровно через год после убийства Яны кошмар в Пологах пошел по новому кругу: в водоканале нашли труп изнасилованной 13-летней школьницы. Жертвами аналогичного преступления одна за другой стали пять местных девушек.

Почерк зверских преступлений был похож, однако власти упорно отказывались от версии, что в городке действует маньяк. А раз нет маньяка, то надо в каждом конкретном случае находить виновника преступления, и конвейер следствия заработал с удвоенной скоростью.

Летом 2005 года в Пологах очередной изнасилованной девушке чудом удалось выжить. Милиционеры с ее слов составили фоторобот. Но и после этого маньяк успел расправиться еще с тремя жертвами, прежде чем был схвачен. В середине июля пропала 12-летняя девочка, в начале августа на пустыре нашли тело молодой женщины, а на следующий день из пруда вытащили труп 9-летней школьницы.

Подружки погибшей ученицы вспомнили "дедушку", который "крутился рядом на пляже". Эта деталь и привела сыщиков к 52-летнему Сергею Ткачу.

Задержанный сразу показал колодец, в который сбрасывал исчезнувших детей. А также привел такие подробности, о которых мог знать только убийца. В том числе он детально описал и расправу над Яной Попович - как увидел девочку на пустыре у разрушенного кирпичного завода, как догнал и задушил, а потом на велосипеде отвез к реке, где уже с мертвым ребенком совершил половой акт.

Добавим, что большинство своих жертв маньяк предусмотрительно убивал в других областях Украины, чтобы легче заметать следы. Однако и в Пологах за последние три года он лишил жизни девять девушек, уверовав в свою безнаказанность.

Бюрократия без правосудия

Сразу после ареста Сергея Ткача милицейское руководство и судейские чины впали в состояние, близкое к панике. Признания маньяка могли сильно повредить их профессиональному росту и поломать карьеру. На специальной пресс-конференции стражи порядка с большими звездами на погонах заявили: все ранее осужденные - осуждены за дело, вне зависимости от того, кто и в чем теперь признается.

"Мы узнали про Ткача и сразу же обратились в Запорожскую прокуратуру с ходатайством о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Нам ответили - пока маньяк не осужден, Яша будет сидеть", - вспоминает Галина Попович.

Силовики рассуждали подобно персонажу из советского фильма "Место встречи изменить нельзя" Глебу Жеглову, утверждавшему, что наказания без вины не бывает. В этом высокопоставленные чиновники пытались убедить и общество. Сам прокурор Запорожской области публично заявлял гражданам, что вина Якова Поповича полностью доказана и подтверждена дополнительным расследованием. А признание Ткача в убийстве Яны - пустая болтовня. Мол, старому злодею все равно - одним убийством больше, одним меньше.

И все-таки Генеральная прокуратура обратилась в Верховный суд с просьбой о пересмотре приговоров семи мужчинам, осужденным за тяжкие преступления, которые на самом деле совершил Сергей Ткач. Среди них было и дело Якова Поповича. При этом прокуроры вдруг вспомнили про ряд неувязок и нестыковок в деле: в частности, надо было объяснять, чьи седые волосы найдены на теле погибшей девочки, если у 14-летнего Яши не было седины; или почему не обратили внимание на свидетельские показания о пожилом мужчине, который вез через пустырь на велосипеде большой черный мешок.

Целый год Верховный суд обдумывал новый поворот дела Якова Поповича. А потом отказал Генпрокуратуре в проведении дополнительного расследования.

"Было очень больно. Нас с мужем летом 2008 года приглашали в Москву на передачу "Пусть говорят", - рассказывает Галина Попович. - Там были трое мужчин, которые отсидели в тюрьме за преступления Ткача, и девушка Ольга, выжившая после нападения маньяка и составившая его фотопортрет. Все нас поддерживали, все были уверены, что Яшу скоро отпустят. А тут такое…".

Незадолго до нового судебного заседания по этому скандальному делу Галине Попович звонили неизвестные мужчины и женщины, которые требовали, чтобы она написала заявление о том, что после освобождения сына не будет иметь никаких претензий ни к милиции, ни к прокуратуре, ни к суду. В противном случае, утверждали анонимы, женщина не увидит Якова на воле. Более того, в тюрьме его "доведут до кондиции".

"Я эти голоса посылала, мягко говоря, подальше. Потому что была уверена - мой сын никакого преступления не совершал, а справедливость должна быть восстановлена", - говорит Галина Попович.

Такую же твердость и стремление идти до конца проявляли и остальные члены семьи. Однако это стоило некоторым из них жизни.

Дедушка Якова по имени Кирилл, фронтовик-орденоносец, съездил к внуку в колонию для несовершеннолетних. На обратной дороге у ветерана случился инфаркт. Дома разгневанный судебным произволом старик написал письмо в центральную газету о том, что никогда, даже когда от фашистских пуль гибли его товарищи, не испытывал таких страданий. Он утверждал, что вокруг творится беззаконие и невиновные дети отвечают за чужое зло. Второй инфаркт стал для деда последним. А следом умерла и бабушка Якова.

Однако Галину продолжал поддерживать сын. Из заключения он писал, что она поступает правильно, отказавшись подчиниться негодяям во власти.

Лишь в конце 2010 года Верховный суд Украины отменил все предыдущие приговоры в отношении Якова Поповича. После этого следователь Генпрокуратуры Анатолий Шайда своим постановлением освободил парня от уголовной ответственности в связи с отсутствием состава преступления.

Накануне Крещения, в конце января 2011 года, Яков наконец покинул "зону". Однако жизнь молодого человека оказалась безвозвратно поломана, а здоровье подорвано. Без паспорта и со справкой об освобождении Яков смог устроиться на работу в бригаду лесорубов поселка Скоморохи. Теперь предел мечтаний для него это не небо, видимое из кабины военного самолета, а профессия автослесаря или водителя.

Вопрос о судебной ошибке власть посчитала оскорбительным

25 февраля, в первую годовщину своего президентства, глава Украины Виктор Янукович общался с согражданами в прямом телеэфире. Организаторы национального телемоста, как водится, утверждали, что любой желающий может прислать ему вопрос по бесплатному телефону и интернету.

За сутки до мероприятия сайт президента опубликовал все полученные вопросы к Януковичу, "за исключением матерных и оскорбляющих достоинство". Однако в семитысячном списке почему-то не оказалось вопроса от Галины Попович. Женщина хотела узнать у лидера нации, кто ответит за загубленную молодость ее сына. "Правоохранители знали, что мой Яша невиновен. Почему Верховный суд год за годом не выпускал его из колонии?" - написала мать невинно осужденного.

Впрочем, женщина, которую издание называет "мужественной украинкой", не теряет надежды на правосудие даже в условиях безразличия верховной власти к ее судьбе. Теперь Галина будет искать правду в суде Страсбурга. Она намерена подать иск против Украины с требованием выплатить ей и сыну 8 миллионов гривен (1 миллион долларов) за восемь лет незаконного пребывания своего сына за решеткой.

Однако иск, являющийся смелым вызовом, вряд ли будет удовлетворен в полном объеме. Недавно Европейский суд по правам человека обязал Украину выплатить жителю карпатского Калуша Алексею Захаркину всего 10 тысяч евро. Семь лет тому назад его пытали в милиции, подвешивая "на лом".

Тем временем настоящий серийный убийца-некрофил Сергей Ткач предлагает сценаристам Голливуда свои мемуары за 3 миллиона евро. И переговоры в самом разгаре, заключает издание.

Добавим, что история расследования преступлений бывшего милиционера Сергея Ткача напоминает дело серийного маньяка из Западной Украины Анатолия Оноприенко, убившего 52 человека. За последние полгода перед арестом он застрелил 43 человека, в том числе 10 детей. После бойни в селе Братковичи его искали 100 тысяч сотрудников милиции, спецслужбы и внутренние войска. В карательном рвении агенты Службы безопасности Украины задержали 26-летнего Юрия Мозолу, после чего чекисты вместе с представителем Генпрокуратуры три дня пытали его огнем и током, требуя признаний. Мозола умер во время истязаний, а через две недели взяли настоящего маньяка.