В Верховном суде РФ пересмотрено дело серийных убийц из Иркутска, которых прозвали "молоточниками" и "маньяками из Академгородка". В итоге младшему из преступников снизили срок наказания почти на четверть.
По решению российской Фемиды, осужденный Никита Лыткин проведет в колонии 20 лет, хотя первоначально его приговорили к 24 годам заключения, передает "Интерфакс".
Основанием для того, чтобы суд "пожалел" серийного убийцу, стал его возраст: на момент совершения преступлений Лыткин был подростком.
Однако в отношении сообщника Никиты, 21-летнего осужденного Артема Ануфриева, приговор оставлен без изменения - пожизненное лишение свободы. И это при том, что разница в возрасте между двумя убийцами составляет всего пять месяцев, отметила адвокат Ануфриева Светлана Кокарева.
Она уточнила, что слушание апелляционной жалобы в Верховном суде состоялось 3 октября, а в настоящее время приговор вступил в законную силу.
Адвокат также сообщила, что сейчас решается вопрос о подготовке обращения в Европейский суд по правам человека. "В деле есть данные, что к моему подзащитному применялось насилие во время следствия. Это позволяет нам через Европейский суд потребовать пересмотра приговора", - пояснила Светлана Кокарева.
Другой возможностью смягчить приговор, по ее словам, является обращение к комиссию по помилованию. Однако обратиться в нее Ануфриев сможет только после того, как проведет в колонии 10 лет.
"Комиссия по помилованию сможет заменить пожизненный срок на 25 лет лишения свободы", - считает Светлана Кокарева.
Напомним, с декабря 2010 по март 2011 годов осужденные студенты-медики Артем Ануфриев и Никита Лыткин держали в страхе самый интеллигентный микрорайон Иркутска. Жители Академгородка, среди которых много профессоров, ученых и академиков, просто боялись выходить на улицу. Маньяки нападали на пожилых людей, детей и всех, кто не мог дать отпор. В одном случае они напали на беременную женщину, которая шла по улице вместе с малолетней племянницей.
В уголовном деле фигурируют почти два десятка потерпевших. Некоторым из них удалось выжить, но они на всю жизнь остались инвалидами.
"Пичушкин – наш президент"
Убийцы выискивали жертв ночью или ранним утром, вооружившись молотками. Первокурсники даже не грабили своих жертв, поскольку их интересовали лишь муки и предсмертные судороги потерпевших.
Свои "подвиги" изуверы снимали на камеру, а также с наслаждением рассказывали о содеянном в интернете. Именно этот цинизм позволил разоблачить преступников, поскольку полиция и судмедэксперты даже не во всех случаях смогли установить сам факт убийства.
"Раскрыть преступление помог родственник одного из убийц, - рассказывал начальник пресс-службы ГУВД Иркутска Александр Попов. - В полицию пришел дядя Никиты Лыткина. Он принес видеокамеру, которую несколько дней назад одолжил племяннику".
В памяти камеры обнаружилась страшная сцена, на которой молодые люди измываются над трупом женщины. Под одобрительное хихиканье друг друга приятели отрезали ножом ухо, втыкали нож в глаз, нос, резали рот.
По видеозаписи оба первокурсника, учившиеся ранее в 19-й школе и жившие по соседству, были опознаны. 5 апреля 2011 года "молоточников" задержала полиция. На тот момент Ануфриеву исполнилось 19 лет, а его подельник едва успел стать совершеннолетним.
А уже через несколько дней после задержания юноши рассказали на допросе об убийстве подростка из их родной школы. "Мальчика убили в лесном массиве. Парни шли мимо горки, увидели ребенка и неожиданно набросились на него, - рассказывал пресс-секретарь управления СК РФ по Иркутской области Владимир Саловаров. - Один ударил его по голове бейсбольной битой, а другой - деревянным молотком. Парни даже не волновались, что их найдут, они были полностью уверены в своей безнаказанности".
Расчет маньяков полностью оправдался. Осматривавшие труп 12-летнего Даниила Сменова медики решили, что школьник просто неудачно скатился с горки и ударился головой о березу. Поэтому убийц даже не стали искать.
Следующей жертвой юных маньяков стала 69-летняя сотрудница Института земной коры и СО РАН Ольга Пирог.
Оказавшись в УВД, убийцы не испытывали раскаяния и жалели только о том, что не забили до смерти еще больше ни в чем не повинных людей. "В ходе процесса подсудимые неоднократно меняли показания, пытались переложить вину друг на друга, придумывали мифических сообщников, чтобы затянуть рассмотрение дела", - рассказали в полиции.
Правда, потом Артем Ануфриев попросил прощения и объяснил свои действия тем, что подпал под влияние вредных националистических и неонацистских идей. "Свой страшный путь я начал с общения с националистами. Это люди, которые, якобы защищая интересы своей нации, совершают преступления самого разного характера. Они пропагандируют свое поведение в интернете, проводят тренировки по рукопашному и ножевому боям, проводят марши, учебные стрельбы и после достаточной подготовки совершают избиения, убийства, устраивают беспорядки на улицах", - признавался арестованный.
"Идеологическую" подоплеку убийств отметили и в полиции. "У правоохранительных органов имеются основания полагать, что подсудимые являлись приверженцами крайних экстремистских взглядов и объединились на почве человеконенавистничества, - подчеркнули в МВД. - Среди вещественных доказательств тому - обширная переписка в сети интернет, видеозаписи преступлений и глумления над трупами".
Артем Ануфриев вырос в Академгородке. Мать Нина Алексеевна воспитывала его в одиночку. С детства он рос замкнутым и тихим ребенком. По настоянию родительницы он окончил музыкальную школу и играл в дворовой группе на гитаре, а также читал стихи на творческих вечерах.
Потом юный интеллигент всерьез увлекся интернетом. Следователи считают, что там молодые люди узнали про криминальную историю "днепропетровских маньяков", которые летом 2007 года убили 21 человека. Посмотрев снятые убийцами видеоролики, студенты решили действовать так же, подражая серийным убийцам.
На допросах задержанные признались, что хотели прославиться. А Артем Ануфриев, вдохновившись образом серийного маньяка Александра Пичушкина, создал в сети "ВКонтакте" группу "Пичушкин - наш президент".
В то же время Никита Лыткин по мотивам нашумевшей иркутской группировки "Магия крови" создал группу "Иркутская антибомж-банда: Магия крови", нацеленную на "очистку" иркутских улиц от бродяг.
Параллельно обвиняемые вели в социальной сети переписку с приятелями и случайными знакомыми, предлагая тем попробовать убить человека.
В итоге молодым людям предъявили обвинение по 16 эпизодам, из них шесть убийств и десять покушений на убийство. Их обвинили по ч.2 ст.105 (убийство), ч.3. ст.30, ч.2 ст.105 (покушение на убийство), ч.2 ст.244 (надругательство над телами умерших), ч.1 ст.282.1 (организация экстремистского сообщества), ч.1, 3 ст.161 (грабеж) УК РФ.
Суд по этому делу начался 5 сентября 2012 года. На суде Ануфриев признал вину не в полном объеме, утверждая, что участвовал лишь в одном убийстве. А Лыткин сознался во всех эпизодах, кроме создания экстремистского сообщества.