Жительница Урала, осужденная на 8 лет за убийство дочери, освобождена в связи с решением КС о праве женщин на суд присяжных
Архив NEWSru.com

В Челябинской области отменен приговор, вынесенный женщине за детоубийство. Осужденную уже освободили из-под стражи, так как Конституционный суд (КС) признал за женщинами право на суд с участием коллегии присяжных заседателей.

В ноябре 2015 года уроженка Брединского района Алена Чеченева (Лымарь) была приговорена российской Фемидой к восьми годам колонии. Но после решения КС женщину освободили из-под стражи. Теперь в соответствии с ее жалобой уголовное дело будет рассмотрено вторично, с участием присяжных заседателей, сообщает "Первый областной".

До суда 22-летняя Алена Чеченева будет находиться под подпиской о невыезде и надлежащем поведении.

Шестимесячная дочь Алены Чеченевой Вероника умерла 23 февраля 2015 года. По словам родительницы, ребенок просто выпал из кроватки, в передней спинке которой не доставало двух реек.

Со слов Алены, она занималась домашним хозяйством, когда услышала шум и увидела Веронику лежащей на полу. Мать положила девочку назад в кроватку, но позже заметила, что дочь не дышит. Свидетелей происшедшего не было, а врач скорой помощи, приехавшей по вызову, признаков насильственной смерти не нашел. Поэтому уголовное дело сначала возбудили по ч. 1 ст. 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности"), а с Алены взяли подписку о невыезде. Женщине грозил двухлетний срок лишения свободы.

Квалификацию изменили по доносу мужа

Летом 2015 года показания против Алены неожиданно стал давать ее гражданский муж - 33-летний Денис Чеченев (пара расписалась только 2 октября 2015 года). В июле после крупной ссоры Алена уехала от него, а Чеченев нашел в соцсети "Одноклассники" знакомого ему по школе Виталия Коновалова, который работал следователем и по иронии судьбы расследовал дело о смерти Вероники. Денис написал ему, что знает, кто виновен в гибели ребенка. Он также намекнул, что ответственность за это лежит на Алене, сообщало радио "Свобода".

На следующий же день, 8 июля 2015 года, Дениса привезли на допрос. По словам Чеченева, Коновалов потребовал, чтобы он под протокол не только повторил, но и конкретизировал то, о чем писал накануне в "Одноклассниках". Чеченев говорит, что отказывался, но следователь, ссылаясь на эту переписку, пригрозил ему уголовной ответственностью за дачу заведомо ложных показаний. Испугавшись, Денис дал следователю те показания, на которых тот якобы настаивал. Согласно новой версии, Алена намеренно ударила полугодовалую дочь "рукой в голову", так как считала ее помехой во взаимоотношениях с Денисом. Затем Лымарь якобы рассказала об этом Денису.

10 июля Денис вновь пришел к следователю и сказал, что его "не так поняли", а его попытка оговорить гражданскую супругу связана с предшествовавшей этому ссорой. Позднее мужчина писал жалобы руководству следователя, прокурору и президенту, утверждая, что его вынудили оговорить Лымарь. Однако все эти заявления были проигнорированы, а суд отнесся критически не к доносу Дениса, а к его последующим многочисленным попыткам отказаться от показаний. Фемида расценила эти попытки как "желание помочь Лымарь А. С. избежать уголовной ответственности".

Алене предъявили в итоге обвинение по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ ("Убийство малолетнего"), которая предусматривает пожизненный срок лишения свободы.

Согласно выводам судмедэксперта, Вероника получила "не менее четырех травм в области головы". Судья же на этом основании пришел к выводу, что мать нанесла девочке "не менее четырех ударов тупым твердым предметом в голову".

В ходе судебного процесса Алена изменила показания. Теперь она говорила: "Увидев, что дочь выпала из кроватки, я бросилась к ней, но оступилась, споткнулась о порог и, падая, нечаянно ударила малышку по голове. А когда положила девочку в кроватку, обнаружила, что та не дышит".

По словам женщины, назначенные адвокаты, которые работали с ней в начале следствия, советовали о подобных деталях не упоминать, а нанятый Чеченевым адвокат по соглашению, Юрий Пономарев, вступил в дело уже после того, как его передали в суд.

Алена также настаивала на суде присяжных, полагая, что только они смогут разобраться в этом деле. Однако суд отказал женщине в ее просьбе, сославшись на п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Эта норма утверждает, что суд присяжных положен только в том случае, если подсудимому грозит высшая мера наказания. А женщин нельзя приговаривать ни к пожизненному сроку, ни к смертной казни.

В похожей ситуации оказалась и украинская летчица Надежда Савченко, которую обвиняют в убийстве российских журналистов в Луганской области. Действующее законодательство не позволило рассматривать ее дело с участием присяжных.

Этот запрет Алена оспорила в Конституционном суде, который встал на ее сторону. Челябинскому областному суду пришлось отправить дело в прокуратуру для подготовки нового судебного процесса. Кроме того, основанием для пересмотра стало то, что подсудимую лишили последнего слова, рассказал адвокат осужденной.

"Мы надеемся на оправдательный приговор, потому что доказательств вины Алены Сергеевны по материалам дела, по моему мнению, нет. Показания ее супруга очень противоречивы, они были даны под влиянием межличностного конфликта", - подчеркнул защитник.

Напротив, в прокуратуре уверены, что приговор оказался слишком мягким. Гособвинитель намерен добиться его ужесточения.