Индия получила доступ к афганским недрам, исследованным советскими геологами
Global Look Press
 
 
 
Иностранным компаниям есть за что бороться. Эксперты Пентагона оценили стоимость афганских природных богатств в 1 трлн долларов, кабульские власти настаивают, что речь идет как минимум о 3 трлн
Global Look Press
 
 
 
Наибольшую ценность представляют месторождения железной руды, меди, золота, кобальта, лития, хромовых руд, драгоценных и полудрагоценных камней
Global Look Press

В 2014 году Афганистан должен покинуть контингент НАТО. Борьба региональных гигантов за разработку природных ресурсов Афганистана обостряется по мере приближения этой даты, рассказывает "Коммерсант".

Иностранным компаниям есть за что бороться. Эксперты Пентагона оценили стоимость афганских природных богатств в 1 трлн долларов, кабульские власти настаивают, что речь идет как минимум о 3 трлн. Наибольшую ценность представляют месторождения железной руды, меди, золота, кобальта, лития, хромовых руд, драгоценных и полудрагоценных камней. Почти все эти ресурсы были открыты в свое время советскими геологами. Начиная с 1960-х годов, когда у власти находился король Захир-шах, они обследовали афганские недра.

Сегодня разработка афганских месторождений происходит практически без участия России. Труд советских геологов оказался напрасным. Американцы систематизировали данные, собранные советскими специалистами, выделив 20 наиболее перспективных районов.

Индийский консорциум AFISCO, возглавляемый госкорпорацией State Authority of India Ltd., будет разрабатывать три из четырех участков месторождения Хаджигак, залежи железной руды которого оцениваются в 1,8 млрд тонн. Индийцы планируют вложить в проект до 6 млрд долларов и построить сталеплавильный завод, который будет производить 7 млн тонн стали в год.

Кроме того, существуют планы строительства 900-километровой железнодорожной линии, по которой руда и сталь будут переправляться в Индию.

Москва пыталась побороться за афганские полезные ископаемые. Например, в 2007 году госкомпания "Тяжпромэкспорт", а также входящий в группу Олега Дерипаски "Союзметаллресурс" участвовали в тендере на эксплуатацию месторождения меди Айнак. В итоге месторождение ушло к китайцам.

Американские СМИ писали, что не обошлось без крупного "отката" афганским властям. В отличие от Москвы, у Пекина и Дели есть свои лоббистские группы в парламенте и правительстве Афганистана.

В итоге из крупных российских компаний в Афганистане сейчас действует "Роснефть", а также "Лукойл", который занимается поставками горюче-смазочных материалов".

Россияне пытаются занять другую нишу - заняться восстановлением инфраструктуры, построенной в Афганистане еще советскими специалистами (например, тоннель "Саланг" и завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе). Но большинство проектов россияне вынуждены проводить через Агентство США по международному развитию (USAID).

Среднегодовой дефицит бюджета в 7,2 миллиарда долларов означает, что Афганистан еще долго будет требовать иностранного финансирования. Жозефина Бассинет, возглавляющая отделение Всемирного банка в Кабуле, заявила, что международное сообщество постарается избежать резкого снижения помощи Афганистану, сообщила ранее газета The Guardian.

По сути, речь идет о смене внешнеполитических приоритетов Афганистана, недовольного покровительством США и ищущего себе нового стратегического партнера на период после вывода из страны американских войск, считают "Известия". По официальным данным, за прошедший финансовый год Индия оказала помощь Афганистану в размере 70 млн долларов. Всего же за последние десятилетия объем помощи составил 1,5 млрд.

Дели же, со своей стороны, рассматривает Афганистан как транзитный коридор, позволяющий в обход Пакистана поставлять в Индию нефть и газ из Ирана, что для бурно развивающейся индийской экономики настоятельно необходимо.

Однако и рост индийского влияния в Афганистане сталкивается с противодействием. Посольство Индии в Кабуле дважды подвергалось крупным террористическим атакам в 2008 и 2009 годах. Теракт 2008 года унес жизни 58 человек.

Кроме того, теракты против индийских граждан усилили панические настроения среди бизнесменов, работающих в Афганистане. Ряд индийских компаний сократили деятельность в стране, а некоторые представители бизнеса и вовсе склоняются к мысли, что наступает время уходить с афганских рынков.