Большинство крупных компаний заявили об опасениях из-за новых санкций США
Pixabay.com

86% крупных российских компаний опасаются новых санкций США, показал опрос Института Адизеса для РБК. Бизнес следит за темой санкций и ждет их расширения после выборов в конгресс США 6 ноября.

Возможное расширение санкций США вызывает опасения у 86% крупных российских компаний. Как следует из опроса Института Адизеса (консалтинговая компания в области менеджмента), 97% собственников и генеральных директоров компаний из сегмента крупного бизнеса следят за новостями о новых санкциях, и только 3% их игнорируют. При этом все опрошенные компании заявили, что ожидают ужесточения санкций в предстоящие полгода. Примерно половина топ-менеджеров и собственников считают их "очень вероятными", примерно столько же - "вероятными".

Об опасениях из-за возможности новых санкций заявили 86% опрошенных, еще 14% их не боятся. Говоря о том, как именно санкции могут повлиять на их компанию, 35% опрошенных сказали, что эффект окажут ограничения на поставки в Россию товаров или технологий. Как пояснил член генсовета "Деловой России" Михаил Левчук, с 2014 года все представители бизнеса уже столкнулись с ограничениями на поставку компонентов или технологий, в связи с чем многие вышли из бизнеса или же адаптировались и нашли других поставщиков

О том, что новые санкции могут повлиять на их компанию через ослабление рубля и нестабильность на финансовых рынках, сказали 34% респондентов. Как заявил замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов, этот фактор является наименее критичным, поскольку Банк России имеет достаточно высокие золотовалютные резервы, и может вмешаться, если колебания рынков окажутся критичными. Страховкой от санкций, по его словам, должно стать разумное использование девальвационной ренты. Компании должны распорядиться этими доходами в интересах российской экономики, а правительство - предусмотреть меры против оттока капитала, не изымая эти доходы у компаний.

Наконец, еще 31% компаний опасается запрета на валютные операции госбанков, что является наиболее серьезным последствием и заставит искать альтернативные методы заключения сделок. В целом же возможное ужесточение санкций станет форс-мажором для российских компаний, и подготовиться к нему будет невозможно.

В апреле США уже расширили антироссийские ограничения и включили в санкционные списки предприятия Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга. Это стало одним из самых серьезных раундов санкций с 2014 года. В августе США ввели ограничения против России в связи с отравлением бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии - Вашингтон полностью запретил продажу российской стороне оружия, а также ввел запрет на американские госкредиты и экспорт в Россию товаров и технологий, чувствительных с точки зрения национальной безопасности США. Возможен и второй раунд санкций, если в течение трех месяцев (то есть уже к ноябрю) Россия не предоставит гарантий, что не будет использовать химическое оружие, и не согласится на допуск международных инспекторов.

Этот этап жестче первого - он включает, в частности, полный запрет на экспорт товаров из США (кроме продовольственных и сельскохозяйственных), полный запрет на импорт в США и запрет на воздушное сообщение с США для государственных авиаперевозчиков (в случае с Россией это "Аэрофлот"). Впрочем, президент США формально вправе отказаться от расширения ограничений.

Помимо этих санкций американские сенаторы разработали ограничения на покупку российского госдолга и на операции российских госбанков в долларах. В случае если этот пакет будет принят в полной мере, российскую экономику может ждать рецессия, предупреждало Аналитическое кредитное рейтинговое агентство. По расчетам АКРА, в этом сценарии в 2019 году ВВП может упасть на 2,5%, инфляция - достичь 8%, ключевая ставка ЦБ - 12%, а курс доллара - 83 рублей. А председатель Счетной палаты Алексей Кудрин указывал, что в случае расширения санкций власти не смогут выполнить многие цели из майского указа президента Владимира Путина.

Пока обсуждение новых санкций приостановилось, однако к этому вопросу могут вернуться после 6 ноября, когда в США пройдут промежуточные выборы в конгресс. К слову, вмешательство в эти выборы также грозит некоторым странам санкциями.