Накануне Федеральная таможенная служба (ФТС) опубликовала оценку внешней торговли РФ в январе-июле 2009 года
Фото NEWSru.com

Накануне Федеральная таможенная служба (ФТС) опубликовала оценку внешней торговли РФ в январе-июле 2009 года. По данным таможни, положительное сальдо внешней торговли товарами за указанный период по сравнению с январем-июлем 2009 года сократилось в два раза, составив 65,1 млрд долларов, пишет газета "Коммерсант" .

Внешнеторговый оборот за год сократился на 45,4%, тем не менее позитивное сальдо торговли товарами со странами дальнего зарубежья (более 90% всей внешней торговли товарами) продолжает устойчиво расти.

Если в феврале 2009 года оно составляло порядка 5 млрд долларов, то в июле увеличилось в два раза - до 10 млрд долларов, обеспечивая приток валюты по текущему счету платежного баланса. Более того, в июле 2009 года, по данным ФТС, произошел перелом: товарный импорт стал сокращаться быстрее экспорта - на 47% против 45% по сравнению с июлем 2008 года.

При этом, по данным ЦБ, за июль-август 2009 года из РФ "утекло" порядка 25 млрд долларов, что сопоставимо с оттоком за первое полугодие 2009 года (27,6 млрд доллларов), на который пришлась зимняя девальвация рубля.

Причину такого феномена в ЦБ объясняют отдаленными последствиями событий первого полугодия. Основную часть оттока в июле—августе составлял перевод российскими банками валюты с корсчетов в ЦБ на счета иностранных банков, после того как с 1 июля были отменены рекомендательные ограничения на наращивание иностранных активов коммерческих банков.

Введены эти ограничения были в ноябре 2009 года с целью уменьшить давление на рубль и увеличить международные резервы ЦБ (валютные корсчета коммерческих банков с того времени формально остаются частью резервов ЦБ).

"Рекомендации были компромиссом между ЦБ и банками - в обмен на беззалоговые кредиты. Их снятие позволяет ЦБ дать сигнал рынку: существенных угроз курсу нет, как и необходимости приукрашивать статистику резервов", - говорит Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

Опрошенные газетой экономисты подчеркивают, что давления на курс прямой перевод валюты со счетов банков в ЦБ на счета в иностранные банки не оказывает. Впрочем, он негативно влияет на счет капитала.

Не весь отток в июле-августе объясняется экономистами переводом валюты банков со счетов в ЦБ, это подтверждает и оценка остатков на валютных корсчетах Алексея Улюкаева, согласно которой отток средств с них составляет 13 млрд долларов, а не 25 млрд. Аналитики пока не могут точно свести баланс между оттоком капитала, динамикой резервов и операциями ЦБ на открытом рынке в июле и августе, но признают, что приток валюты по текущему счету позволяет ЦБ безболезненно для курсовой политики и резервов компенсировать отток.