Двери для иностранных инвестиций в огромные запасы минеральных ресурсов России почти полностью закрылись: правительство ужесточило правила продажи долей, пишет The Times (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Новые ограничения инвестиций в российские компании, обнародованные 9 июля, снижают долю иностранцев в компаниях, занимающихся разработкой месторождений полезных ископаемых, до 5% и не более.
Это поставит серьезное препятствие на пути мощного потока IPO российских компаний на иностранных фондовых биржах, что в перспективе может нанести удар по Лондонской фондовой бирже, которая до настоящего времени была излюбленным местом размещений.
Новые нормы ограничат иностранное владение в отраслях, связанных с национальной безопасностью и обороной, до 25%, для прочих компаний предельная норма размещения акций за границей будет снижена 35% до 30.
Эти нормы придали законную силу "национализму ресурсов", практикуемому Кремлем с целью сохранения контроля над российскими нефтяными, газовыми и минеральными ресурсами. Крис Уифер, стратег по ценными бумагам банка "Уралсиб" в Москве, отметил: "Они полностью заперли сектор".
Притеснение иностранных инвесторов может затронуть целый ряд российских компаний, которые выстроились в очередь, стремясь выйти на лондонский рынок капитала, например производителя стали "Металлоинвест" Алишера Усманова – олигарха, которому принадлежит доля в футбольном клубе "Арсенал".
Среди других потенциальных предложений – компания по производству удобрений "Акрон" и горнодобывающая группа "Мечел". Алмазная компания De Beers ждет одобрения сделки по приобретению 49% в Archangel Diamond Corporation у "Лукойла".
Данные ограничения не распространяются на те компании, которые уже провели первичные размещения за границей, как и на те, которые поручили разрешение от регулятивного органа на эмиссию. Но новые правила окажут серьезное влияние на планы компаний, готовящихся выйти на фондовые рынки во второй половине этого года.
Проблема иностранного владения российскими природными ресурсами проявилась в разногласиях по поводу роли BP в нефтяном совместном предприятии ТНК-BP, где BP принадлежит 50%. Кремль подверг критике паритетную структуру владения компании.