"Тройка-Диалог": Центробанк создает основу для резких колебаний курса рубля
troika.ru

На рынке можно наблюдать некоторые тревожные признаки, которые могут оказать негативное влияние на финансовую систему в будущем. Одним из основных поводов для беспокойства являются исключительно высокие темпы роста широкой денежной базы (по состоянию на 1 июля 2010 года этот показатель вырос почти на 46% с уровня годичной давности), говорится в обзоре инвесткомпании "Тройка-Диалог", который приводят "Ведомости".

Еще более тревожным сигналом является тот факт, что рост этого показателя стремительно набирал обороты по мере того, как Банк России увеличивал объемы размещения своих облигаций среди коммерческих банков. Совокупный объем размещенных обязательств по состоянию на 1 июля достиг 1 трлн рублей. Для сравнения: годом ранее этот показатель равнялся 17,5 млрд рублей, а в начале нынешнего года – 283,7 млрд.

"Тройка" отмечает, что статистика свидетельствует об избытке ликвидности в системе, и ответственность за это ложится на ЦБ.

Добровольные резервы коммерческих банков (средства на корреспондентских счетах и депозитах в ЦБ, а также размещенные им облигации) в первом полугодии выросли приблизительно на 550 млрд рублей, а денежная масса - приблизительно на 1,5 трлн рублей.

При этом бюджетный дефицит по итогам января-июня был сравнительно умеренным – 430 млрд рублей, т.е. можно предположить, что этот прирост был в значительной степени генерирован внутри банковской системы в результате деятельности кредитора последней инстанции.

Неудивительно, что деньги снова подешевели, отмечают аналитики. Ставка овернайт на денежном рынке опустилась ниже 3% (в последние месяцы она колеблется в диапазоне 2,3-2,7%) и в реальном выражении приобретает отрицательное значение (при этом большинство других ставок в реальном выражении остаются положительными). Как следствие, спрос на кредиты Банка России почти исчез.

Ситуация усугубляется тем, что сейчас ЦБ предлагает банкам отличную возможность заработать с помощью безрисковых инструментов, которые обеспечивают им доходность на уровне 130-170 б.п.

Эта схема не предполагает никаких усилий: кредитные организации могут просто привлечь средства на денежном рынке и купить облигации Центробанка. Кроме того, эти бумаги можно использовать как залог по кредитам ЦБ. Таким образом, кредитор последней инстанции создал еще один самодостаточный механизм, позволяющий банкам делать деньги из ничего. Этот механизм в какой-то мере аналогичен тому, который функционировал во время реализации политики постепенной и предсказуемой девальвации рубля, когда ЦБ обеспечивал отдельным банкам, которые могли привлекать средства у кредитно-денежных властей, возможность практически без риска играть на понижение курса национальной валюты.

Если на определенном этапе Банк России решит ликвидировать этот механизм (например, путем снижения доходности своих облигаций), аккумулированная кредитными организациями ликвидность почти наверняка отразится в первую очередь на курсе рубля, а не на уровне цен, особенно если спрос на импорт к тому времени вырастет.

Рано или поздно ЦБ придется пойти на это, поскольку созданный им механизм не имеет смысла с экономической точки зрения. Если Центробанк будет медлить, кредитные организации, возможно, опять будут зарабатывать на курсовых колебаниях, а не на кредитовании компаний. Очевидно, что в этом случае следует ожидать совершенно излишнего роста волатильности на валютном рынке.