"Газпром": будет судиться с частными турецкими импортерами газа
Moscow-Live.ru

"Газпром" намерен подать иски в арбитраж к частным турецким импортерам газа, с которыми не смог договориться о цене поставок на 2017 год, пишет газета "Коммерсант" источники в России и Турции.

Частные компании Akfel Gas, Enerco Enerji, Avrasya gaz, Bosphorus gaz, Shell, Bati Hatti и Kibar Enerji покупают у "Газпрома" около 10 млрд кубометров в год по Трансбалканскому газопроводу.

Еще около 17 млрд кубометров монополия поставляет турецкой государственной Botas, которая настаивает на ретроактивном снижении цены. С ней разбирательство в арбитраже уже идет.

Исторически цена российского газа для частных импортеров ниже, чем для Botas, так как последняя может поставлять газ на субсидируемый внутренний рынок Турции, работая с нулевой прибылью или даже в убыток. Действующее с 2016 года соглашение "Газпрома" с частными импортерами предусматривает возможность пересмотра цены с 2017 года, однако, если стороны не приходят к компромиссу, сохраняются ранее согласованные условия.

Недавняя "де-факто" национализация крупнейшего частного импортера Akfel , в чьем бизнесе косвенно участвует "Газпром", привела к фактической остановке переговоров. Более того, по данным издания, в начале января, когда Стамбул был занесен снегом, турки обратились к "Газпрому" с просьбой увеличить поставки газа сверх максимальных контрактных объемов, однако российская сторона ей в этом отказала.

Таким образом, на фоне улучшения отношений России и Турции газовые конфликты двух стран только обостряются. Российский монополист будет судиться уже со всеми своими клиентами на втором по величине экспортном рынке после Германии.

По мнению экспертов, с которыми пообщалось издание, именно предельная политизация взаимодействия Москвы и Анкары вынуждает "Газпром" защищать свои коммерческие интересы в арбитраже.

В прошлом году в похожей ситуации "Газпром" просто снизил на 10% поставки газа частным импортерам по сравнению с их заявками. Теперь же, несмотря на историю с Akfel, монополия действует непривычно мягко, что может быть связано как с судьбой политически важного проекта "Турецкий поток", так и в целом с потеплением отношений Москвы и Анкары.