ОАО "РЖД" предлагает внести изменения в устав железнодорожного транспорта и внедрить систему договоров take-or-pay ("бери или плати") для вложений в инфраструктуру, пишет газета "Коммерсант". Соответствующее письмо, по данным издания, старший вице-президент компании Сергей Мальцев направил в июле в Минтранс.
Предложения ОАО "РЖД" разработаны в рамках июньского поручения президента РФ по развитию портовых мощностей в Тамани и направлены также в правительство.
В обмен на обязательства грузоотправителей по перевозке фиксированных объемов грузов монополия готова предоставлять клиентам приоритетный доступ к инфраструктуре, а средства тратить на ее развитие.
Концепция take-or-pay, предлагаемая ОАО "РЖД", предполагает, что грузоотправитель будет заявлять на несколько лет вперед объем перевозок и получать приоритетный доступ к инфраструктуре, а за невыборку объема заплатит штраф.
Полученные средства будут идти на развитие инфраструктуры. В ОАО "РЖД" "Коммерсанту" подтвердили, что для внедрения системы take-or-pay необходимо менять Устав железнодорожного транспорта.
Компания подготовила законопроект, фиксирующий право на предоставление приоритета грузоотправителям, подписавшим такой договор, и их ответственность за нарушение обязательств.
В аппарате курирующего отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича газете сообщили, что вопросы прорабатываются. В Минэкономики заявили, что поддерживают необходимость договоров take-or-pay. В ФАС сообщили, что с инициативой не знакомы и вопрос со службой не обсуждался.
Пока, правда, эксперты и участники отрасли указывают на неоднозначность этой инициативы. Они опасаются, что может быть нарушен принцип публичности и равнодоступности перевозок, а соглашения приобретут добровольно-принудительный характер".
Так, договоры take-or-pay требуют гарантий долгосрочной стабильности железнодорожных тарифов. Кроме того, сейчас закон не разрешает адресного предоставления особых условий, и даже тарифные преференции предоставляются лишь на определенном направлении и по определенным типам грузов. Наконец, есть опасение, что соглашения take-or-pay примут добровольно-принудительный характер.
Схемы take-or-pay наиболее известны в газовой отрасли, где "Газпром" применял их на российском рынке и отчасти сейчас использует для экспорта газа, напоминает издание.
Поначалу смысл механизма при экспорте был именно в гарантиях возврата инвестиций, но постепенно он превратился в сознании потребителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке в инструмент управления спросом. Сейчас, в ситуации избытка газа, потребители стремятся избавиться от подобных схем, а "Газпром" вынужден идти им навстречу.