Президент Путин согласился с идей Гусинского
НТВ
 
 
 
Такая мера может привести к провалу переговоров по вступлению России в ВТО, на которые в пятницу прилетел в Гонконг министр экономического развития и торговли Герман Греф
 
 
 
глава АРБ Гарегин Тосунян
RTV International

Филиалы иностранных банков в Россию не пустят. Об этом было сказано на самом высоком уровне: президент Владимир Путин согласился в среду с мнением правительства, которое в свою очередь согласно в этом с банковским сообществом. Оно подхватило эту идею у Владимира Гусинского.

Такая мера может привести к провалу переговоров по вступлению России в ВТО, на которые в пятницу прилетел в Гонконг министр экономического развития и торговли Герман Греф, пишет "Независимая газета".

Участники российского рынка опасаются, что приход иностранцев моментально опрокинет банковскую систему страны. "У нас достаточно либеральный режим иностранного капитала в банковской системе", - замечает глава АРБ Гарегин Тосунян. Категорический запрет объясняется не только конкурентной борьбой. Это, по словам Путина, связано с необходимостью борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Таким образом для России сегодня важнее позиционировать себя не в качестве полноправного партнера мирового экономического сообщества, а в качестве бескомпромиссного борца с отмыванием денег.

Между тем резкая формулировка за один день была смягчена: слова о запрете деятельности филиалов иностранных банков в РФ превратились в приглашение работать в РФ в виде дочерних банков.

- Как запрет превратился в приглашение

Безусловно, учитывая низкий уровень капитализации российских банков, можно с уверенностью сказать, что, появившись на российском рынке в качестве полноценного филиала, "любой крупный западный банк сведет на нет конкурентные преимущества, в основном крупных российских банков", поскольку "мелкие финансово-кредитные организации России и так находятся в невыгодном положении задавленных падчериц", отмечает "Независимая газета".

Между тем идею противодействия приходу западного банковского бизнеса первым в России в начале 1990-х выдвинул предприниматель Владимир Гусинский. После того как "двигателями" этого лобби стали наиболее крупные российские банки, являющиеся, по сути, монополистами в каждой из потребительских ниш, о "первоисточнике" несколько подзабыли.

Однако ясно, что преференциальное отношение государства к крупным - не самый удачный способ доказать, что эти структуры сильны. Ведь объявляя на весь мир, что именно госбанки - наиболее современны и цивилизованны в России, власть должна бы без опасений пуститься в рыночное состязание с Западом, считает "Независимая газета".

Между тем абсолютно ясно, что мелкие банки в России постепенно уничтожаются и без западных финансовых монстров. Самой Россией, а отнюдь не иностранными конкурентами. Впрочем, у "маленьких" выбор невелик, и порой и от них можно услышать мнение, повторяющее позицию их диктаторов - власти и монополистов. Их можно понять: если и сегодня положение небольших банков шатко, то стоит ли удивляться, что они еще и опасаются неравной конкуренции с еще более "взрослыми" коллегами из-за границы. И потому голоса мелких банков сливаются с хором сильных мира сего.

И получается палка о двух концах. С одной стороны, вступление в ВТО отвечает интересам России. Но если посмотреть иначе, то допуск филиалов иностранных банков действительно может привести к "закабалению отечественной финансовой системы иностранцами", как выразился аналитик ИК "Русские финансовые традиции" Павел Ворожцов. По словам эксперта, "российские банки - это букашки по сравнению с западными, они не выдержат с ними конкуренции". Однако он признает и то, что нельзя их все время протекционировать, иначе "они не будут развиваться". "Поэтому лучше всего оградить нашу банковскую систему на какой-либо определенный срок, например 7-10 лет".

Такие же призывы звучали и в Госдуме. Но возникает вопрос, почему тогда такой же тайм-аут не предлагается некрупным российским банкам, чтобы дотянуть до крупных. Ведь известно же, что начальные условия для банковского бизнеса у них явно настолько же неравны, насколько неравны российские госбанки с западными "акулами". В любом случае понятно, что это противостояние совсем не значит, что филиалы иностранных банков никогда не появятся в России, пояснил "НГ" директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский.

Между тем переговоры Германа Грефа с представителем Торговой палаты США Робом Портманом намечены на 18 декабря. Если Москва и Вашингтон не договорятся по поводу ключевых вопросов, то, по мнению экспертов, вступление России в ВТО может быть отложено на год, пишет "Независимая газета".

Скорее всего теперь иностранные игроки, особенно те, кто в состоянии влиять на мировые политические решения, смогут дать консультацию относительно готовности нашей страны к ВТО. Как видно, Россия выдает себя "с ушами" сама. И вряд ли теперь можно будет говорить о слишком близком будущем всемирного торгового партнерства. На этом фоне становится понятно, что вряд ли теперь РФ может рассчитывать на принятие ее в ВТО уже в 2006 году. "Вполне возможно, что и два-три года - слишком оптимистичный срок для страны, не готовой к рынку", - заключает издание.

Как запрет превратился в приглашение

В среду в Новосибирске Владимир Путин согласился с президентом Ассоциации российских банков Гарегином Тосуняном. На вопрос российского президента, как тот относится к деятельности на территории России филиалов иностранных банков, Тосунян ответил без обиняков: "Мы однозначно относимся к этому плохо. Филиалы категорически нельзя открывать, поскольку появляется неконкурентная среда".

В ответ на это глава российского государства заявил: "Правительство согласно с банковским сообществом, что филиалы иностранных банков, их деятельность в Российской Федерации должна быть сегодня ограничена, и, по сути, она должна быть запрещена". По его словам, "это связано не только с конкуренцией и, в том числе, невозможностью в современных условиях отслеживать движение денег и капитала", но и "с необходимостью борьбы с терроризмом, отмыванием доходов, полученных преступным путем".

Между тем на следующий день уже в Сочи жесткая формулировка президента была умело подредактирована в ходе встречи Владимира Путина с президентом холдинга "Интеррос" Владимиром Потаниным. В деле филиалов иностранных банков, которым нет места на территории России, появились новые фигуранты - дочерние банки, отмечает "Коммерсант".

Через несколько дней у России начнется решающий раунд переговоров с США о присоединении к ВТО. Известно, что одно из условий американских переговорщиков - доступ иностранных банков на российские рынки, и сдавать эту позицию американцы не намерены ни в коем случае. И заявление Путина в Новосибирске о том, что деятельность филиалов иностранных банков в России должна быть запрещена, получило горячую информационную поддержку. Американские информагентства широко цитировали его. Красная бегущая строка новостей телекомпании CNN все утро четверга была посвящена этому событию.

На следующий день в Сочи, поинтересовавшись у Потанина его мнением об итогах встречи в Новосибирске, Путин несколько переформулировал свое прежнее заявление. По его словам, "представители банковского сообщества активно обсуждали и отстаивали свою позицию по различным формам допуска иностранного банковского капитала на наш рынок". Таким образом, как пишет "Коммерсант", оказалось, что в среду в Новосибирске речь шла не о том, чтобы "по сути запретить деятельность филиалов иностранных банков на территории России", а о различных формах допуска иностранных банков на наш рынок.

В ответ глава "Интеррроса" осторожно заявил: "Мне кажется, то решение, которое вы поддержали вчера, а именно что мы приглашаем иностранные банки участвовать не в виде филиалов (sic), а в виде дочерних банков, абсолютно справедливо". Как отмечает "Коммерсант", подмены можно было бы вообще-то и не заметить. Ни слова "во вчерашнем решении", которое Путин поддержал в Новосибирске, не было про дочерние банки.