В России с каждым годом увеличивается количество пожаров на коммерческих предприятиях. Горит все, начиная с крупных заводов и торговых складов и заканчивая продовольственными палатками. Как следствие с каждым годом растет и материальный ущерб, нанесенный огнем. Многие из бизнесменов-погорельцев так и не смогли восстановить свое предприятие. А клиент, прикормленный годами, ушел к конкуренту, а вместе с ним и солидные деньги. Участники рынка утверждают, что в моду вернулись так называемые "коммерческие поджоги", популярные в середине 90-х, пишут "Новые известия".
В минувшие выходные в Москве произошло сразу два крупных пожара. Сначала утром в Северо-Восточном округе столицы загорелся склад лекарственных препаратов, один из крупнейших в Европе. А вечером заполыхал рынок ковров, расположенный в Гостиничном проезде. За первые четыре месяца этого года количество пожаров на промышленных предприятиях в сравнении с таким же периодом 2005 года возросло с 51 случая до 59.
Что стало причиной возгорания на этих объектах, еще предстоит выяснить следствию. Но, как сообщил "Новым известиям" начальник пресс-службы главного управления МЧС по Москве Евгений Бобылев, "практически в каждом случае среди основных версий произошедшего рассматривается поджог".
Российские бизнесмены и предприниматели уже заговорили о том, что способы "конкурентной борьбы" вернулись из 90-х годов, когда соперников обходили не маркетинговыми решениями, а прибегали к физическому устранению.
"В последние годы серьезно ужесточились условия конкуренции, - рассказала "НИ" исполнительный директор объединения предпринимательских организаций "Опора" Дина Крылова. - В большинстве отраслей все ниши заняты. Новым компаниям пробиться бывает сложно. Предпринимателям приходится вести жесткую борьбу за покупателей, рынки сбыта, землю. В этих условиях, видимо, некоторые бизнесмены не гнушаются и поджогом".
Наиболее эффективны поджоги в сфере малого и среднего бизнеса, где убытки от пожара могут фактически привести фирму к банкротству. Нет палатки - нет конкурента. "У нас в Строгино в этом году один за другим сгорели несколько продовольственных павильонов, магазин хозтоваров, два кафе и несколько палаток, - рассказал газете частный предприниматель, пожелавший сохранить инкогнито. - В частности, мою палатку поджигали два раза. Если после первого поджога удалось восстановиться, то после второго уже нет. И в том и в другом случаях я находил остатки бутылки с зажигательной смесью. Дело расследуется до сих пор, и кто стоит за поджогами, пока не известно".
"В нашем сегменте подобные прецеденты случаются и нередко, - утверждает руководитель комитета по малому предпринимательству Московской ассоциации предпринимателей Сергей Перешивкин. - Крупный бизнес в борьбе за покупателя систематически атакует мелкие предприятия. Средства используются самые разнообразные, в том числе и поджоги".
Вообще в столице, где место расположения предприятия чуть ли не 50% определяет его прибыль, предприниматели стремятся всеми силами заполучить приглянувшийся земельный участок. "Порой поджогами промышляют и рейдеры, - заявляет старший консультант Центра корпоративной защиты Роман Паршин. - Предположим, в данной точке города стоит здание, у его хозяев есть договоры аренды на землю, расторгнуть его нельзя, но кому-то этого очень хочется. Если дом исчезнет, актуальность потеряет и договор. Почему бы его не поджечь. К этому приему также прибегают для того, чтобы ускорить признание здания, предназначенного под снос и, тем самым, добиться более быстро освобождения лакомого кусочка земли".
Впрочем, в качестве поджигателей вполне могут выступать и сами хозяева склада, торгового павильона или завода. В последнее время контроль за бизнесом со стороны государственных структур серьезно усилился. Поэтому предприниматели предпочитают собственноручно уничтожить "серый" товар вместе с документацией, чем потом годами разбираться с налоговой и таможенной службами.