В статье, написанной специально для газеты "Коммерсант", экс-лидер партии "Гражданская платформа" Михаил Прохоров рассматривает ставшую реальностью конфронтацию с Западом как вызов для российской экономики и как повод "решить многие давно назревшие пробле
Russian Look

В статье, написанной специально для газеты "Коммерсант", экс-лидер партии "Гражданская платформа" Михаил Прохоров рассматривает ставшую реальностью конфронтацию с Западом как вызов для российской экономики и как повод "решить многие давно назревшие проблемы и соответственно получить шанс на серьезный рывок".

Проведение собственной независимой политической линии, особенно в условиях жесткого геополитического противостояния, невозможно без экономической мобилизации, подчеркивает Прохоров.

Главными задачами мобилизации, на его взгляд, должны стать поиск новых внутренних источников экономического роста; повышение иммунитета к санкциям; повышение экономически обоснованных доходов населения и внутреннего спроса. При проведении экономической мобилизации придется перестать называть объективные экономические реалии непопулярными мерами.

"Мы ведь не отвергнем законы тяготения, даже если ими будет недовольна большая часть наших сограждан, - пишет миллиардер. - Экономические законы столь же объективны и неоспоримы, как и законы природы, и их нужно учитывать, а не пытаться ими пренебречь".

Исторический опыт привычно подсказывает силовой и административный способ мобилизации, который, по мнению Михаила Прохорова, в нынешних условиях невозможен хотя бы в силу демографических проблем, так как подразумевает использование рабской армии труда через механизм политических репрессий и полное пренебрежение к человеческому ресурсу.

"Движение Back to the USSR не принесет хозяйственного возрождения, - убежден автор статьи. - Нам, если хотите, нужна новая экономическая политика и новые нэпманы".

В качестве "необходимых оборонительных мер" Прохоров предлагает:

- обеспечение устойчивости финансового сектора;
- ускоренное развитие добычи энергоносителей;
- вовлечение земли в полноценный хозяйственный оборот;
- освоение внутренних пространств;
- предотвращение оттока населения и обеспечение социальной мобильности.

Говоря о финансовом секторе, Прохоров напоминает, что первые же попытки США и ЕС ввести санкции в отношении российских банков вызвали болезненную реакцию. Масштаб санкций может возрасти, но действенного ответа на них у России нет.

Миллиардер предлагает, во-первых, перенести акцент с государственных (а также аффилированных с государством) банков на частные акционерные банки - они с меньшей вероятностью попадут под санкции, направленные против правительства. Вторая мера - поддержка фондового рынка и рекапитализация частных страховых компаний за счет выпуска 10- и 20-летних капитальных облигаций, которые в равных долях были бы выкуплены частными инвесторами и государством.

Для ускорения добычи энергоносителей Прохоров предлагает сделать Россию страной, которая в наибольшей степени открыта для инвестиций в сырьевой сектор, наиболее восприимчива к инновациям в этой сфере, быстрее всего продвигает глубокую переработку сырья.

Залогом перемен в этой сфере он считает конкуренцию: контрпродуктивно ограничивать число претендентов на стратегические месторождения, не допускать российские частные и иностранные компании на шельф и осуществлять явно дискриминационный доступ к трубе. Государство, по его мнению, должно поощрять геологоразведку и не иметь на нее монопольных прав, обеспечить равноправный доступ к трубопроводной газовой системе, а также стимулировать рост экспорта нефтепродуктов за счет перехода внутри страны на газомоторное топливо и развитие альтернативной энергетики.

Средством вовлечения земли в полноценный хозяйственный оборот Прохоров видит радикальную реформу земельных отношений. Нужно создать единую федеральную службу, которая определяла бы государственную политику в этой области и отвечала бы за организацию геодезических и картографических работ, а также за землеустройство и кадастровый учет. Вторым федеральным органом стал бы Росреестр, оформляющий права собственности и подчиняющийся Федеральной налоговой службе. Все остальные ведомства должны отойти от решения земельных проблем.

Земельная реформа должна поставить Россию на более прочное основание. Для этого Михаил Прохоров считает необходимым запустить волну частного жилищного строительства вокруг крупных городов и реанимировать сельское хозяйство через новую государственную политику закупок.

Наконец, ради предотвращения оттока населения и обеспечения социальной мобильности он предлагает: отменить все социальные платежи с доходов работников-россиян моложе 27 лет; реформировать высшее образование, вернув в него систему государственного заказа и полностью коммерциализировать высшее образование за пределами квот госзаказа; радикально упростить получение российского гражданства этническими россиянами за границей, отменить все запреты на наличие двойного гражданства и все ограничения на занятие тех или иных должностей; обеспечить справедливую соревновательность при продвижении по карьерной лестнице.

Завершая первую часть своей статьи, Михаил Прохоров подчеркивает, что, говоря об "оборонительной" мобилизации, а точнее, о новой экономической политике, он ни в коем случае не призывает к автаркии или изоляционизму.

"Противостоя санкциям и давлению со стороны части внешнего мира, Россия не должна превращаться в осажденную крепость, - напоминает он. - Осажденные крепости, учит нас история, попадали в руки врагов практически всегда, как бы упорно ни оборонялись их защитники. Именно попытка применить эту тактику выживания привела к краху Советский Союз. Как ни странно, теперь у нас не остается выбора, кроме как наконец заняться решением многих давно назревших проблем, - и это шанс на серьезный рывок".

Вторая часть статьи Михаила Прохорова будет опубликована в "Коммерсанте" через несколько недель.