Дети губернаторов охотно идут в бизнес прямо со студенческой скамьи, утверждают "Ведомости", проанализировавшие информацию о родственниках высокопоставленных чиновников. Собственные предприятия есть у сыновей и дочерей 23 глав регионов
Фото NEWSru.com
 
 
 
Показательной может считаться история Сергея Матвиенко, сына спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко (на фото)
Russian Look
 
 
 
В 2011 году Матвиенко ушла в отставку с поста губернатора и была назначена спикером Совета Федерации. А за следующие три года ее сын растерял все свои активы в Санкт-Петербурге и переключился на правовую защиту больных наркоманией
Moscow-Live.ru

Дети губернаторов охотно идут в бизнес прямо со студенческой скамьи, утверждают "Ведомости", проанализировавшие информацию о родственниках высокопоставленных чиновников. Собственные предприятия есть у сыновей и дочерей 23 глав регионов, причем 9 бизнесменов были значительно моложе 30 лет. Чаще всего их фирмы появлялись именно в том регионе, которым руководил родитель.

Газета поинтересовалась также, как влияет на успехи детей уход родителей с поста главы региона: далеко не всегда эти изменения к лучшему. Показательной может считаться история Сергея Матвиенко, сына спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.

Сергей Матвиенко перестал интересоваться бизнесом в Санкт-Петербурге

Пять лет назад казалось, что из всех губернаторских детей он добился наибольшего успеха в бизнесе. Создавать свою компанию "Империя" он начал в 2003 году одновременно с назначением Валентины Матвиенко губернатором Санкт-Петербурга. К 2009 году она превратилась в один из крупнейших региональных холдингов, стоимость которого петербургская пресса оценивала в 1 млрд долларов.

Но в 2011 году Матвиенко ушла в отставку с поста губернатора и была назначена спикером Совета Федерации. А за следующие три года ее сын растерял все свои активы в Санкт-Петербурге и переключился на правовую защиту больных наркоманией.

В "Империю" Сергея Матвиенко входили девелоперские, торговые, клининговые и телекоммуникационные компании. Они поставляли по госзаказам компьютерную технику, устанавливали программное обеспечение, оказывали транспортные услуги и проводили в Санкт-Петербурге Восточноевропейский музыкальный конвент. Еще у Матвиенко были доли в охранных и рекламных предприятиях. За шесть лет петербургские компании Матвиенко только на госзаказах получили 2,8 млрд рублей.

Лучше всего у Матвиенко получалось запускать девелоперские проекты на участках, выделяемых властями Санкт-Петербурга. В 2007 году принадлежащая Матвиенко компания "М" и "ВТБ девелопмент" запустили проект "Невская ратуша" - строительство на месте бывшего трамвайного парка офисного комплекса, в который собиралось переехать большинство департаментов городского правительства.

Компании Матвиенко также получили от города под реконструкцию памятники Дом Юнкера и Дом Байбакова, участок площадью 43,7 га в Кронштадте, на котором планировалось построить комплекс "Кронштадтские паруса" - жилье и коммерческую недвижимость для Военно-морской академии им. адмирала Кузнецова.

Валентина Матвиенко всегда отрицала, что помогала бизнесу сына, но когда в 2011 году она ушла с поста губернатора, удача отвернулась от предприятий Матвиенко-младшего. За три года он лишился практически всего своего бизнеса. 29 его компаний ликвидированы, а в 14 он отдал свою долю партнерам.

Сейчас у Матвиенко остались доли в 10 компаниях. Половина из них занимается поставками компьютерной техники и IT-аутсорсингом, а остальные - недвижимостью. У последних возникли серьезные проблемы с комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ). Компания Матвиенко проиграла несколько дел, инициированных КУГИ.

Возможно, Матвиенко перестал интересоваться бизнесом в Санкт-Петербурге потому, что решил заняться общественной деятельностью. В 2011 году он посетил клинику нарколога Женишбека Назаралиева в Бишкеке и стал вице-президентом всемирной лиги "Разум вне наркотика". В декабре 2013 года Матвиенко стал еще и куратором правозащитного проекта лиги "Защитим наркоманов мира". "Западные страны защищают права сексуальных меньшинств, а мы поможем в адаптации и решении проблем наркозависимым", - приводится в пресс-релизе заявление Матвиенко. Он уже помог общественной организации спонсорским вкладом в 1,6 млн рублей.

У детей экс-губернаторов, перешедших на работу в госкомпании, бизнес успешен

Летом 2007 года экс-президент "АвтоВАЗа" Владимир Артяков стал губернатором Самарской области, а его 20-летний сын Дмитрий Артяков приобрел 25% в компании "Геленджикский курортный комплекс - Меридиан". Доля Артякова-младшего стоила 11 млн рублей, столько же в среднем, по данным декларации о доходах, зарабатывал в год на посту губернатора его отец. Такие же доли в компании достались Майе Болотовой, дочери президента "Транснефти" Николая Токарева, сыну президента "Ростеха" Станиславу Чемезову и жене президента РЖД Наталье Якуниной.

Курортный комплекс на участке компании до сих пор не появился, но Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального в прошлом году нашел на этом участке, который занимает 0,6 га в престижном районе Геленджика в 100 м от моря, пять коттеджей с бассейном и техническими пристройками. По данным фонда, они используются для личных нужд семей Токарева, Якунина, Чемезова и Артякова, которые соседствуют не только в курортном Геленджике, но и в подмосковном Акулинине.

Через год Владимир Артяков подал в отставку и вернулся в "Ростех" заместителем гендиректора госкорпорации. Но на бизнесе его сына это не отразилось, он продолжил приобретать проекты в сфере недвижимости, выкупив в 2012 году у кипрской Bronstel Consultants Limited компанию "Тауэр-плаза", а в 2013 году - 99,9% в компании "Инвестиции в Московскую область". Попутно он вместе с компанией "СМ финанс", созданной сенатором от Самарской области и знакомым Артякова-старшего Сергеем Мамедовым, приобрел 60% в брянской Межрегиональной нефтяной компании.

Бывший губернатор Саратовской области Павел Ипатов подал в отставку в 2012 году и вернулся в "Росэнергоатом" на пост заместителя гендиректора концерна. Пока он руководил регионом, его дочь Анна Ипатова, закончив учебу в Финансовой академии при правительстве, пошла руководить московским представительством компании "Инэсс" (обслуживает Балаковскую АЭС и принадлежит заместителю главного инженера атомной станции Виктору Кольжанову) и получила 3,2% акций в "Балаково-банке", втором по значимости после "Сбербанка" в Саратовской области.

За два года, прошедших с возвращения Ипатова в "Росэнергоатом", Анна Ипатова увеличила пакет акций в банке до 17%, став третьим по величине акционером. И попутно она и ее бизнес-партнеры стали совладельцами пяти санаториев и пансионатов, которые 15-20 лет назад принадлежали структурам "Росатома" и Балаковской АЭС.

Среди них санаторий "Голубая даль" в Геленджике, расположенный на охраняемой территории площадью 15 га, пансионат "Юбилейный" в Туапсинском районе, на базе которого работает детский оздоровительный лагерь. В Кисловодске Ипатовой в 2013 году от матери Натальи перешел пансионат "Мечта", здание сталинской постройки с 17 номерами полулюкс.

На берегу Волги недалеко от села Широкий Буерак расположился еще один санаторный комплекс Ипатовой-младшей, "Синяя птица" со спа-комплексом и бизнес-центром. И наконец, в самом центре Адлера Ипатовой достался санаторий "Южное взморье".

По оценке геленджикского агентства недвижимости ТОН, участок санатория "Голубая даль" может стоить более 600 млн рублей, а территория "Южного взморья", по данным портала azur.ru, около 1 млрд рублей.

"Совет Федерации в нынешней ситуации - это почетная отставка. Бывшие губернаторы, став сенаторами, теряют влияние на регионы, где они раньше работали. У них остаются все атрибуты власти, но реально сенаторы мало что могут, - сказал газете политолог Алексей Макаркин. - Другое дело, когда губернаторы уходят работать в госкорпорации: у них остаются все связи, и перед ними открываются новые возможности и перспективы. Это реальные деньги и экономика".

Заметим, у детей действующих губернаторов, в отличие от бывших, бизнес развивается поступательно. Осенью 2013 года газеты писали об инциденте с предпринимателем Александром Баталовым, сватом губернатора Кубани Александра Ткачева, задержанным за взятку в 10 млн рублей.

На федеральном уровне Александр Баталов стал известен после того, как в 2006 году его старший сын Роман женился на дочери краснодарского губернатора Александра Ткачева Татьяне, с которой вместе учился в МГИМО. Тогда молодой человек в 23 года стал депутатом кубанского заксобрания и первым зампредом комитета по земельным и имущественным отношениям. Роман Баталов вскоре после женитьбы был назначен заместителем гендиректора ОАО "Краснодаргаз", членом совета директоров ОАО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края", а также членом совета директоров ОАО "Пансионат "Олимпийский Дагомыс" в Сочи. Кроме того, он учредитель целого ряда краснодарских строительных, девелоперских, коммуникационных, торговых и туристических фирм.

Благополучно развивается бизнес и у детей крупных федеральных чиновников. Так широкий резонанс получила сделка, совершенная сыновьями генпрокурора Чайки: сначала структуры старшего сына Артема купили контрольный пакет в Первой нерудной компании, потом поставками для монополии заинтересовался и младший - Игорь Чайка. Компания "Т-Индустрия", где он контролирует 30%, купила пакет акций крупнейшего в России производителя шпал "Бетэлтранса". Сделка кажется особенно масштабной на фоне грядущей модернизации БАМа и Транссиба за 562 млрд рублей из бюджетных средств.