Исследование, посвященное перспективам российской экономики, было проведено исследовательским центром McKinsey Global Institute совместно с московским офисом консалтинговой компании McKinsey
 
 
 
Перед кризисом российское правительство обнародовало амбициозную цель - удвоить ВВП на душу населения к 2020 году до 30 000 долларов, напоминает McKinsey в представленном докладе
evrazia.info
 
 
 
Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин считает, что в последние 10 лет рост экономики обеспечивался посткризисным восстановлением: дозагрузкой простаивавших мощностей, вовлечением все большего числа работников
НТВ

Исследование, посвященное перспективам российской экономики, было проведено исследовательским центром McKinsey Global Institute совместно с московским офисом консалтинговой компании McKinsey. Результаты были представлены накануне в докладе "Эффективная Россия", пишет газета "Ведомости".

Непосредственно перед кризисом российское правительство обнародовало амбициозную цель - удвоить ВВП на душу населения к 2020 году до 30 000 долларов, напоминает McKinsey в представленном докладе. Достичь такого удвоения можно, если производительность будет расти по 6% в год - и также удвоится.

Правда, до сих пор ни одной большой стране это не удавалось менее чем за 20 лет, но у России есть преимущество - она может применить лучший мировой опыт для достижения цели. Возможности России McKinsey проанализировала на примере пяти отраслей, обеспечивающих примерно половину ВВП и занятости в стране: жилищного строительства, металлургии, ритейла, банковской розницы и электроэнергетики.

Старший партнер московского офиса McKinsey Ирина Швакман объясняет этот выбор следующим образом: "Мы выбрали секторы экономики, наиболее показательные с точки зрения изменения производительности за прошедшие 10 лет, и те, которые, на наш взгляд, будут играть ведущую роль в развитии экономики в ближайшие годы".

Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин считает, что в последние 10 лет рост экономики обеспечивался посткризисным восстановлением: дозагрузкой простаивавших мощностей, вовлечением все большего числа работников. Теперь эти факторы исчерпали себя: даже если бы не произошло кризиса, пришлось бы задуматься о новых источниках роста.

Таким источником может стать рост производительности труда. За 10 лет, посчитали специалисты McKinsey, она увеличилась в 1,7 раза, до 26% от уровня США. В последние годы производительность росла в среднем на 5,2% в год, в 2008 г. — на 4,9%, а в 2009 г. Минэкономразвития прогнозирует падение на 0,7%.

Помощник президента Аркадий Дворкович настроен оптимистично: падение одного года можно быстро компенсировать, и двукратный рост производительности к 2020 году не предел.

Но для этого необходимо убрать все, что мешает производительности расти, - неэффективное регулирование и стандарты, устаревшее оборудование и методы работы, недостаточные профессиональные навыки, недоразвитую финансовую систему, перечисляет McKinsey.

Например, строительство угольной теплоэлектростанции в России стоит на 25% дороже, чем в Западной Европе. Его можно существенно удешевить: на стандартизации конструкций можно выиграть 11%, на повышении эффективности закупок — 12%, на устранении откатов — 14%.

В строительстве получение необходимых согласований на проект занимает в среднем 704 дня (в США — 40). За счет оптимизации регулирования и применения более высоких навыков труда Россия могла бы сократить разрыв с США в производительности труда сразу на 49%, посчитали авторы доклада, применение современных конструкций — это еще 24% производительности.

В розничной торговле невысокая (35%) распространенность современных форматов дает 44% отставания от США. Но и в современных форматах не все хорошо: по оценке McKinsey, там задействовано втрое больше сотрудников на 1 квадратный метр, чем в США.

В черной металлургии отставание по производительности труда от США можно объяснить на треть использованием устаревших технологий и на две трети - неэффективными бизнес-процессами, пишут консультанты McKinsey.

В банковской рознице производительность составляет 23% от американской. Сбербанк с прошлого года реализует стратегию, разработанную с привлечением специалистов McKinsey. Среднее время выполнения операций в результате оптимизации сократилось на 45-80%, а очереди уменьшились на 25-50%, рассказывал президент Сбербанка Герман Греф осенью 2008 года.

Главная ценность исследования McKinsey не в том, какие меры предлагают авторы, говорит Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы, - откройте "Программу 2020", в ней примерно те же шаги. Главная ценность - в количественных оценках, показывающих, какого улучшения можно добиться за счет этих шагов.