Российский президент Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам бюджетной политики, главной темой которого стал проект федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов
Президент России
 
 
 
В новом документе нет "подушки безопасности" - в основе лежит рыночная цена нефти
Архив NEWSru.com
 
 
 
Также президент поручил правительству учесть необходимость госинвестиций в экономику моногородов
Moscow-Live.ru

Российский президент Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам бюджетной политики, главной темой которого стал проект федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов. В новом документе нет "подушки безопасности" - в основе лежит рыночная цена нефти. Также президент поручил правительству учесть необходимость госинвестиций в экономику моногородов. Эту тему обсуждают в четверг российские СМИ, самые интересные цитаты из них приводит сайт "Заголовки.ru".

Газета "Коммерсант" пишет, что Дмитрий Медведев поручил учесть в планах Белого дома на 2012-2014 годы финансирование инвестиционных планов моногородов.

Президент подчеркнул, что такие инвестиции стимулируют предпринимательскую активность и создают дополнительный экономический эффект. Президент также потребовал, чтобы государственные вложения стали "катализатором для прихода частных инвестиций, а не просто государственными деньгами, которые идут на развитие отраслей промышленности".

- Обозреватель Максим Блант: пенсионная дыра растет
- МВФ понизил прогноз по росту ВВП России
- Эксперт: правительство надеется на нереалистичную цену нефти

Минэкономразвития представило прогноз по стабилизации цены на нефть марки "Юралс" в 2012–2014 годах на уровне 97–101 долларов за баррель, в реальности с этой цифрой случиться может всякое. И затяжной кризис в еврозоне намекает, что надо бы верить в лучшее, но деньги попридержать.

Впрочем, глава Минфина Алексей Кудрин популярно объяснил, что происходит, когда нет финансовой "подушки безопасности": "Если мы не сможем те обязательства, которые приняты по оборонному заказу, социальные обязательства в ближайшие годы привести в соответствие с возможностями, то нам придется или сокращать обязательства, или повышать налоги. Я против повышения налогов", приводит его слова "Московский комсомолец".

Обозреватель Максим Блант: пенсионная дыра растет

Уверенность министра финансов в том, что пенсионную проблему откладывать не получится, базируется не на отвлеченных прогнозах, вроде цены на нефть или темпов роста ВВП, а на той демографической ситуации, которая уже сложилась в России, отмечает экономический обозреватель NEWSru.com Максим Блант. Тут возможен достаточно точный долгосрочный прогноз. Например, уже сейчас можно со 100-процентной уверенностью сказать про Россию 2029 года: россиян 1970-2011 года рождения, которые к тому моменту будут пребывать в трудоспособном возрасте, больше не станет (если, конечно, власти к тому времени радикально не пересмотрят миграционную политику и не откроют страну для всех желающих).

И если взглянуть на официальные данные Росстата по численности и составу населения, наглядно видно, что страна стоит на пороге "демографической ямы" : на пенсию начинает выходить многочисленное поколение 1951-1961 года рождения, а в трудоспособный возраст вступает весьма немногочисленное поколение 1990-х.

Первый пик демографической нагрузки придется примерно на 2020 -2025 год. Но и после ситуация серьезно не улучшится - количество пенсионеров, которые будут приходиться на 1000 работников продолжит расти.

Но если с точки зрения демографии страна только начинает скатываться в "яму", то пенсионная система уже трещит по швам. Выступавший в Думе после Кудрина председатель Счетной палаты Сергей Степашин озвучил шокирующую цифру: в прошлом году на покрытие дефицита Пенсионного фонда России из бюджета было выделено 1,3 трлн рублей. Для сравнения: все (включая и нефтегазовые) федеральные доходы в прошлом году составили 8,3 трлн, а дефицит бюджета составил 1,8 трлн. Комментировать тут нечего, пенсионная система нуждается в очередной реформе.

МВФ понизил прогноз по росту ВВП России

Международный валютный фонд понизил прогноз по росту экономики России в 2011 году до с 4,8% до 4,3%, а в 2012 году - с 4,5% до 4,1%, говорить в аналитическом докладе МВФ World Economic Outlook.

Снижение прогноза аналитики фонда объясняют тем, что хотя цены на нефть по-прежнему высоки, однако их рост уже не выглядит таким уверенным, как в июне 2011 года, когда был составлен предварительный вариант доклада. Кроме того, финансовые потоки, обеспечивавшие рост экономики России до кризиса, еще не полностью восстановились - инвесторов пугает политическая неопределенность накануне президентских выборов и недружелюбная бизнес-среда страны.

Аналитики МВФ оценивают уровень безработицы в России в 2011 году на уровне в 7,3%, в будущем году показатель должен незначительно снизиться - до 7,1%. Согласно прогнозу, инфляция в России в текущем году составит 8,9%, в 2012 году инфляция замедлится до 7,3%.

Таким образом, МВФ повысил свою оценку инфляции по сравнению с предыдущим прогнозом на 0,9 процентного пункта на 2011 год и на 0,1 процентного пункта на 2012 год.

Между тем, Минэкономразвития РФ в августе сузило диапазон прогноза по инфляции в 2011 году - до 6,5-7% с 6,5-7,5%, сохранив прогноз на 2012-2013 годы на уровне 5-6%.

Эксперт: правительство надеется на нереалистичную цену нефти

Сомнительным выглядит повышение правительством прогноза в бюджете до 100 долларов за баррель среднегодовой цены нефти, считает редактор отдела экономики журнала The New Times Дмитрий Докучаев. Эта плановая цена близка к текущей рыночной. То есть, наш Минфин исходит из оптимистического допущения, что в течение следующего года баррель либо совсем не подешевеет, либо почти не подешевеет. Вообще-то, как известно, прогнозировать будущую цену нефти - все равно, что гадать на кофейной гуще.

Может быть, и получится 100 долларов, а может быть, будет гораздо меньше. Кстати, большинство аналитических центров предсказывают, что нефть подешевеет. Виновата в этом, опять же, рецессия в большинстве ведущих экономик - им тяжело платить дорогую цену за энергоресурсы.

Как бы то ни было, элементарная осторожность диктует необходимость заложить в бюджет более консервативный ценовой прогноз. Так и поступает большинство стран-экспортеров: скажем, государства ОПЕК исходят из 70 долларов за баррель, а Азербайджан - из 80. Логика тут понятна: пусть лучше мы получим дополнительные доходы (в случае, если нефть окажется дороже), чем дыру в бюджете (если она будет дешевле). До последнего времени такой же логики придерживался и российский Минфин, который постоянно сражался за более консервативный нефтяной прогноз. Но сейчас, похоже, сдался и он.