В правительстве и Внешэкономбанке (ВЭБ) пришли к выводу, что облигационная схема спасения проблемной металлургической компании "Мечел", предложенная госбанками, работоспособна лишь при "исключительно оптимистичном" развитии событий
Moscow-Live.ru

В правительстве и Внешэкономбанке (ВЭБ) пришли к выводу, что облигационная схема спасения проблемной металлургической компании "Мечел", предложенная госбанками, работоспособна лишь при "исключительно оптимистичном" развитии событий, пишет газета "Коммерсант".

Однако поводом для оптимизма могут стать лишь низкая инфляция и резкое удешевление рубля. По прогнозу ВЭБа, "Мечел" не сможет стать прибыльным вплоть до 2030 года, а долг продолжит расти.

Для решения этой проблемы в правительстве предложили снижение ставок при реструктуризации долга, что уменьшит процентные расходы "Мечела". ВЭБ считает все схемы реструктуризации долга компании убыточными. Могут потребоваться альтернативные варианты, предупреждает издание.

Правда источник в "Мечеле" рассказал журналистам, что финмодель ВЭБа излишне консервативна и "подразумевает полную стагнацию экономики и отрасли". "В сценарии, согласованном госбанками и "Мечелом", это сбалансировано предпосылками по развитию рынка сбыта, учтена историческая цикличность отрасли, что делает этот вариант более реалистичным", - утешает источник.

Отметим, глава банка ВТБ, одного из главных кредиторов "Мечела" недавно рассказал в СМИ, что банки-кредиторы помогут сохранить компанию, если правительство откажется ее спасать. Это дает некоторую надежду избежать банкротства, но риски по-прежнему высоки, полагает газета.

На прошлой неделе "Мечел" объявил о достижении соглашения с банком ВТБ. В среду, однако министр финансов РФ Антон Силуанов выразил мнение, что банкротство компании - неплохой вариант. Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина, как выяснилось, также считает, что подконтрольные государству банки не обязаны спасать "Мечел" и должны принимать решения, исходя из экономической обоснованности.

Ранее, однако, глава ВЭБа Владимир Дмитриев обрушил акции "Мечела", заявив, что ВЭБ не заинтересован во всех предложенных ранее схемах спасения компании и будет выносить данный вопрос на заседание наблюдательного совета. По сути, в обнародованном сейчас прогнозе и кроется причина отказа этой госкорпорации от реализации предложенной госбанками и одобренной Минфином схемы реструктуризации долга.

Самая закредитованная

Напомним, "Мечел" Игоря Зюзина - крупнейший в России производитель коксующегося угля для сталелитейных компаний. В настоящее время это самая закредитованная компания среди российских горно-металлургических компаний. Ее чистый долг превышает 9 млрд долларов, причем со времен кризиса 2008 года компания не сократила, а увеличила долг в 1,8 раза. За последние месяцы цена на акции "Мечела" несколько раз обваливалась.

Шесть лет назад "Мечел" достиг расцвета и стоил 24 млрд долларов. Сегодня на Московской бирже "Мечел" стоит 23 млрд рублей. Компания едва справляется с гигантским долгом. В 2013 году затраты на его обслуживание составили 742 млн долларов, а EBITDA компании - 730 млн.

Крупнейшими кредиторами "Мечела" являются "Газпромбанк" (2,3 млрд долларов), ВТБ (1,8 млрд) и "Сбербанк" (1,3 млрд). В 2014 году "Мечелу" предстояло погасить порядка 2 млрд долларов долга, позднее эта сумма сократилась вдвое за счет реструктуризации и продажи активов.

В октябре прошлого года компания обратилась к кредиторам с просьбой предоставить ковенантные каникулы (пересмотр условий выдачи займов), а затем сумела договориться с иностранными кредиторами о продлении каникул до конца 2014 года. В ноябре - декабре 2013 года компания заключила договоры с рядом российских банков, в том числе со "Сбербанком", ВТБ и "Газпромбанком", о реструктуризации кредитов. С тех пор компания продает ряд активов и обещает завершить реструктуризацию до конца 2014 года.

Осенью 2012 года "Мечел" объявил распродажу активов, надеясь выручить 1 млрд долларов, но заработать удалось чуть более 500 млн. Второй этап распродажи компания объявила в январе: "Мечел" ищет покупателя на долю в "Эльгаугле", который владеет лицензией на гигантское Эльгинское месторождение угля в Якутии. Участием в проекте заинтересовались корейская Posco и китайская Baosteel. А дорогу к месторождению могла бы купить РЖД, но пока денег на это у государства нет.

Поручение разработать варианты финансовой помощи "Мечелу" поступило в правительство в марте от президента Владимира Путина.