Константин Шор, который более четверти века возглавлял московское управление сначала Госбанка СССР, а затем ЦБ РФ, скоро покинет свой пост
Moscow-Live.ru
 
 
 
Константин Шор: "Деньги выбирают особых людей"
cbr.ru
 
 
 
Шор рассказал газете об истории появления чеченских фальшивых авизо - первом громком деле, которым ему пришлось заниматься
Архив NEWSru.com

Константин Шор, который более четверти века возглавлял московское управление сначала Госбанка СССР, а затем ЦБ РФ, скоро покинет свой пост. Отвечая на вопрос газеты "Ведомости" о сроках ухода на пенсию, он упомянул начало июня.

Фамилии кандидатов на пост главы МГТУ ЦБ он не назвал. "Я свои предложения дал, решать будет Эльвира Сахипзадовна (Набиуллина, возглавит Банк России 24 июня). Все кандидаты на слуху. Единственное, чего бы мне хотелось, - чтобы была учтена специфика московского главка. Это серьезный, если не главный инструмент в арсенале Центрального банка, поэтому сюда не надо бы случайных людей", - сказал Шор.

Шор считает Набиуллину "человеком очень взвешенным, грамотным": "В банковских процессах она разбирается. Вообще, мы достигли определенных успехов в создании банковских институтов - Сергей Игнатьев два года назад был признан лучшим председателем ЦБ в Европе, международное признание получил и ряд коммерческих банков" - подчеркнул глава МГТУ ЦБ.

Ранее "Ведомости" со ссылкой на источники писали, что Шор рекомендовал своих заместителей - Олега Киселева или Ирину Зубкову. Среди кандидатов также замдиректора департамента банковского регулирования и надзора в центральном аппарате ЦБ Алексей Плякин, еще один замдиректора надзорного департамента - Михаил Ковригин и руководитель одного из структурных подразделений главка Алексей Войлуков - сын бывшего первого зампреда ЦБ Арнольда Войлукова.

Самая масштабная финансовая афера начала 1990-х

Шор рассказал газете об истории появления чеченских фальшивых авизо - первом громком деле, которым ему пришлось заниматься: "Получали мы их со всех концов страны. Это была масштабная финансовая афера начала 1990-х, ставшая своего рода водоразделом между жизнью вчерашней и нынешней. Не просто заниматься, мы вкалывали тогда круглосуточно. А началось все в то время, когда уже разгорался конфликт с режимом Дудаева".

"С помощью линеек, луп и других подсобных средств удавалось лишь фиксировать потери и направлять выявленные фальшивки в правоохранительные органы. И только когда Банк России полностью заменил свою техническую базу - мы перешли на электронный документооборот и шифрование платежей, - необоснованному списанию средств со счетов клиентов был поставлен надежный заслон, а сам термин "фальшивые авизо" канул в Лету", - говорил Шор.

О "семибанкирщине"

"Мы вместе выстраивали двухуровневую банковскую систему. Только они на нее смотрели со своей колокольни, а я со своей", - вспоминает Шор. - Не могу, однако, не признать, что каждый из них был талантлив и очень быстро обучаем. В течение года-двух они впитали в себя банковские технологии и процессы. Я даже иногда завидовал, как это быстро у них получается.

Другое дело, что деньги, видимо, выбирают особых людей. Я, например, отношусь к ним... не безразлично, конечно, но спокойно. А их деньги, я бы сказал, "заводили" и желание заработать как можно больше никогда не покидало. В нормальной среде это, наверное, можно было бы только приветствовать. Но среда была такой, какая была. И люди, абсолютно не сведущие в банковском деле, тем не менее брались за этот бизнес".

О результатах отбора в систему страхования вкладов

Идея системы страхования вкладов была абсолютно правильной, считает Шор, в результате тех, кто называл себя банком, но таковым на самом деле не являлся, лишились возможности продолжать обманывать население.

Правда, по отношению к Москве процедура оказалась не совсем справедливой, - продолжает банкир, - большинство банков, не попавших в систему страхования, были именно московскими, хотя некоторые из них были заведомо лучше периферийных, которые отбор преодолели.

"Такая логика была понятна с самого начала, и суть ее в том, что если в регионе только два банка и оба не попадут в систему страхования, то останется один "Сбербанк". А это тоже не здорово. Сейчас же, спустя годы, я думаю, что банковская система в целом выиграла и получила очень серьезный стимул к развитию", - говорит Шор.