Валютный кризис в Белоруссии перешел в экономический
Вести
 
 
 
За повышением цен на бензин и девальвацией белорусского рубля последовало значительное подорожание продуктов
Вести
 
 
 
Цены на товары повседневного спроса, продукты выросли в 2-3 раза, топливо подорожало на 25%, передают информагентства
Вести
 
 
 
Белоруссия переживает самую масштабную за годы независимости девальвацию национальной валюты. 23 мая назад курс белорусского рубля упал сразу на 56%, и приблизился к отметке в 5 тысяч рублей за доллар
Вести

Белоруссия переживает самую масштабную за годы независимости девальвацию национальной валюты. 23 мая курс белорусского рубля упал сразу на 56% и приблизился к отметке в 5 тысяч рублей за доллар. Люди сразу же бросились в магазины, в панике скупая продукты питания и бытовую технику, пока не сменили ценники, сообщают "Вести.ru".

Первыми на резкое подорожание бензина отреагировали автомобилисты. Владельцы машин собрались на стихийный митинг, а затем колонной проехали по кольцевой дороге со скоростью 30 километров в час. Акции пыталась помешать милиция.

За повышением цен на бензин и девальвацией белорусского рубля последовало значительное подорожание продуктов. Продавцам приходится компенсировать издержки. Самое необходимое люди покупают впрок, опасаясь дальнейшего роста цен. Во многих магазинах полки уже пусты, передает Первый канал.

Цены на товары повседневного спроса, продукты выросли в 2-3 раза, топливо подорожало на 25%, передают информагентства. Вчера власти ввели госмонополию на импорт. Проблемы импортеров могут усугубить ситуацию в банковском секторе, заявила директор ЦМИ Сбербанка Ксения Юдаева: "Не удивлюсь, если произойдет спад экономики в течение 1-2 кварталов, - экономический кризис начинается".

"У нас выбрали Martell, Hennessy, нет текилы. В дефиците стиральные порошки и средства женской гигиены, зубная паста. А на прошлой неделе сметали уксус и соль", - рассказал "Ведомостям" менеджер белорусского филиала российской розничной сети. Люди забирают деньги из банков, стремясь вложить их хоть в какие-то ощутимые ценности, говорит сотрудник белорусской компании-экспортера: "Это однозначно приведет к гиперинфляции".

Россия многие годы поддерживала эту "своеобразную экономическую политику", указывает главный экономист "Тройки диалог" Евгений Гавриленков: скрытое субсидирование Белоруссии за счет пониженных цен на сырье составляло до 8% ВВП страны. Как только Москва стала повышать цены на сырье, дефицит счета текущих операций Белоруссии начал расти - с 3,9% ВВП в 2006 году до почти 16% в 2010-ом.

Белоруссия в очередной раз обратилась за помощью к России. Однако Россия отказалась давать деньги напрямую, пообещав помощь от антикризисного фонда ЕврАзЭС в 3-3,5 млрд долларов, хотя Минск просил вдвое больше.

Но Россия поставила два условия: средства не должны идти на поддержку белорусского рубля, поэтому множественность курсов должна быть ликвидирована. Кроме того, Белоруссия должна выставить на продажу ключевые активы, которые российские компании безуспешно пытаются приобрести уже несколько лет.

По оценке МВФ, к которому Белоруссия тоже обращалась за помощью и который тоже настаивает на приватизации, в госсобственности находится 70% белорусских предприятий. Объем приватизируемых активов составит 7,5 млрд долларов за три года, сообщил Кудрин; это порядка 14% ВВП страны и почти вдвое больше ее золотовалютных резервов.